Конституция 9 мая


Конституция 9 мая (чеш. Ústava 9. května, словацк. Ústava 9. mája), также Конституция Чехословакии 1948 года (чеш. Ústava Československé republiky, словацк. Ústava Československej republiky) — основной закон Чехословацкой республики, принятый 9 мая 1948 года и действовавший до 11 июля 1960 года, когда была принята Конституция ЧССР[1].

По конституции 1948 года Чехословакия — народно-демократическая республика, представляющая собой единое государство двух равноправных славянских наций, чехов и словаков. При этом в целях обеспечения их фактического равноправия, с учётом того, что центр страны и Чехии совпадает, на территории Словакии созданы особые словацкие национальные органы, которые вместе со всеми другими органами управления и власти в единой республике должны создавать одинаково благоприятные условия для экономической, культурной и социальной жизни обеих наций[1].

Единственным источником всей власти в государстве является «трудовой народ города и деревни во главе с рабочим классом». Свою государственную власть он осуществляет через избираемые им представительные органы (Национальное собрание, Словацкий национальный совет и Национальные комитеты), которые контролируются народом и ответственны перед ним. В этих целях оговаривается право избирателей отозвать депутатов в любое время[1].

Избирательное право является всеобщим, равным и прямым при тайном голосовании; оно едино в отношении всех представительных органов и им наделяются все граждане страны. Возрастной ценз для активного избирательного права («избирать») — 18 лет; пассивного («быть избранным») — 21 год.

Национальное собрание избирается на 6 лет[2] по норме 1 депутат на 35.000 человек населения. На выборах 1954 года было избрано 368 депутатов Национального собрания. Из своего состава оно избирает Президиум Национального собрания Чехословацкой Республики в составе 24 членов.

Национальное собрание издаёт законы, действующие на всей территории государства, одобряет в форме законов государственный бюджет и народнохозяйственный план, контролирует их выполнение и проверяет государственный заключительный баланс. Право внесения законопроектов в Национальное собрание предоставляется правительству и депутатам[1].