Конструктивная противоторпедная защита


Конструктивная противоторпедная защита корабля — специальные конструкции, предназначенные для обеспечения живучести корабля и его защиты от воздействия контактных и неконтактных взрывов торпед и мин, которые подразделяются на бортовую и днищевую.

На британских кораблях главную противоторпедную переборку составляла прямая и несколько разваленная обшивка. Буль образовывал широкий коффердам, служащий камерой взрыва, достигающей верхней кромки броневого пояса. К противоторпедному булю изнутри примыкал так называемый отсек плавучести (англ. buoyancy space), наполненный жидким топливом или пресной водой. Позади этого отсека располагался расширяющийся кверху бункер для жидкого топлива, защищённый лёгкой противоторпедной переборкой.

Американская «слоистая» система подводной защиты состояла из 4-5 тонких вертикальных переборок, накрытых сверху нижней противоосколочной палубой и деливших противоторпедный буль на 2-3 отсека, в дополнение к двум отсекам корпуса. При взрыве торпеды внешний пустой отсек поглощал часть энергии взрыва, другая часть расходовалась на деформацию заполненных жидкостью отсеков, которые также улавливали все возникающие при взрыве осколки. Дальше шёл снова пустой отсек, потом снова заполненный. Внутренний пустой отсек являлся последней преградой на пути затопления отделений энергетической установки и погребов боезапаса. Первое время считалось очень важным делать внешнюю обшивку и все противоторпедные переборки как можно тоньше для уменьшения размеров образующихся осколков.

Ряд отсеков непосредственно у борта корабля (Wallgang) с точки зрения подводной защиты представлял собой камеру расширения. Сверху отсеки ограничивались броневыми скосами. При взрыве торпеды или мины у борта энергия взрывных газов должна была резко затухать по мере распространения по ширине этих отсеков.

За ними за тонкой переборкой были устроены угольные бункеры (Schutzbunker), которые выполняли роль зоны поглощения. Уголь, хрупкий и ломкий материал, как нельзя лучше подходил для гашения остаточной разрушительной работы взрыва и предохранения от осколков. Остаток же взрывной энергии должен был сдерживаться 30-50 мм противоторпедной переборкой, отделявшей защитный отсеки от внутренних отсеков корабля. Дальше находилась иногда расходная угольная ямы — фильтрационная камера.

Позже система получила широкое распространение, в том числе на крупных кораблях советского ВМФ. Она проектировалась исходно как часть корпуса, и потому не образовывала булей. Официальное советское название «Трёхкамерная система противоторпедной защиты». Три описанных отсека называются соответственно: камера расширения, камера поглощения, фильтрационная камера.