Контрафакт


Контрафа́кт (англ. counterfeit «подделка» (fake), нелицензионный (unlicensed)) — новый продукт, созданный на основе существующего оригинала с нарушением интеллектуальных прав; фальсифицированные потребительские товары.

Согласно подсчётам, основанным на размерах таможенных конфискаций, оборот контрафакта в мире составляет от 200 до 360 млрд $ в год. По данным Федерации часовой индустрии Швейцарии, ежегодно производится более 40 млн копий швейцарских часов, прибыль от реализации копии часов[en] оценивается в 1 млрд долларов[2].

По данным ТИАР-Центра, объём торговли контрафактом непродовольственных товаров в 2019 году превысил 5,2 трлн руб. Недополученный с этого объёма торговли НДС превышает 500 млрд руб.[3] Среди наиболее подделываемых категорий[4]: детские игрушки — 35 %, одежда и обувь — 29 %, мелкая потребительская электроника и аксессуары — 17,5 %, батарейки — 15 %, бытовая химия— 12,5 % и парфюмерия — 10 %. Ключевыми «хабами» распространения контрафакта непродовольственных товаров в России служат московские оптовые рынки ТК «Садовод», ТЯК «Москва» и ТК «Южные ворота»[5][6]. Как указывают представители ЦБ, ежемесячный теневой оборот на данных рынках превышает 600 млрд руб.[7]

В 2019 году ФТС выявило на границе более 11 млн единиц контрафактной продукции общей стоимостью более 8 млрд руб.[8]

В части контрафакта продовольственных товаров по состоянию на конец 2019 года выделяется рынок минеральной воды. Доля контрафакта и фальсификата на рынке минеральной воды — 20-25 % (достигает 80 % по отдельным товарам)[9], молочной продукции — до 25 %[10]. Как отдельная категория — лекарства — 1—2 %[11] (по некоторым данным, 5 %[12]).

Эксперты компании Kantar выяснили, что доля нелегальных сигарет на рынке табака по итогам 1 квартала 2019 г. составляет 10,3 % (год назад 4,5 %)[13].