Фальсификация


Фальсифика́ция (лат. falsificatio, от итал. falsificare — подделывать) или подделка — поддельный предмет, вещь, выдаваемая за настоящую[1]. В искусстве — изготовление произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства в подражание стилю какой-либо исторической эпохи или какого-либо известного мастера с целью сбыта или образец подобной фабрикации[2].

Фальсификацией являются, например, подделка денежных знаков, изготовление произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, ювелирных изделий, выдаваемых за исторические раритеты, подделка работ известных мастеров. Фальсификации подвергаются различные документы: паспорта, свидетельства о регистрации, листки нетрудоспособности (для незаконного уклонения от работы). К фальсификации также относятся преднамеренное искажение данных, заведомо неверное истолкование чего-либо с целью получения какой-либо выгоды (например, фальсификация научных данных, данных следствия и прочее).

В изготовлении продуктов питания также есть место фальсификации. Иногда, для улучшения органолептических свойств используют различные добавки, имитирующие улучшение качества (подсластители, красители и прочее)

Из-за высокой стоимости предметов искусства и ювелирных изделий их фальсификация достаточно распространена.

В живописи подделки редко являются копией подлинника, обычно используют стилизацию или компиляцией мотивов, почерпнутых из нескольких подлинников, характерных для объекта фальсификации. В качестве холста могут использовать картины малоизвестных художников соответствующего времени. Их «правят», полностью или частично записывая оригинал. Затем картину искусственно «старят», создавая правдоподобные дефекты на поверхности красочного слоя.

Весьма часты подделки произведений античного искусства, например, тиара Сайтаферна. От подделок следует отличать неправильную датировку произведения искусства, например, спорный случай Капитолийской волчицы. В 1978 году внимание европейских СМИ привлёк судебный процесс по обвинению британского художника Грэма Овендена и фотографа Говарда Грея в создании и продаже снимков, которые они приписали никогда не существовавшему представителю раннего фотоискусства викторианской эпохи Фрэнсиса Хетлинга.