Контрольная точка (компьютерные игры)


Контро́льная точка (англ. checkpoint) — в компьютерных играх представляет собой игровую механику или технологию, сохраняющую состояние игры в определённых разработчиками местах, и позволяющую в последующем, в случае смерти персонажа, начинать игру с сохранённого состояния. Такое сохранение происходит в местах, которых игрок достиг самостоятельно, и позволяет в случае завершения игры переигрывать не всю игру, а продолжить с места, где произошло сохранение[1]. Контрольные точки проектируются заранее и могут быть также использованы в качестве места, где игрок может отдохнуть, приобрести экипировку, изменить маршрут и тому подобное[2].

Некоторые игры выполняют сохранение в контрольных точках автоматически, не спрашивая у игрока. Такой подход в ряде случаев лучше традиционного сохранения, так как если игрок преодолевает сложный и захватывающий эпизод игры, предоставляющий новую интересную область для исследования, то он может забыть сохраниться, и после гибели придётся проходить заново. Повторное прохождение в свою очередь снижает играбельность, так как игроки не любят повторять одно и то же. Ещё одной причиной в пользу использования автоматических контрольных точек является то, что процесс сохранения, инициированный самим игроком, уменьшает погружение в игру, так как эти действия напоминают пользователю, что он находится в компьютерной игре. Если же это происходит автоматически, то игровой опыт становится более прозрачным[3].

Игра может напоминать пользователю, что сохранение в контрольной точке произошло. Например, в игре Moon Patrol необходимо преодолеть на луноходе большое расстояние, и по мере движения игроку сообщается, что он достиг контрольной точки. Далее в случае потери жизни игра продолжается уже с последней контрольной точки, и игрок это быстро понимает[4].

Часто место сохранения синхронизировано с игровым уровнем, и таким образом игра разделяется на несколько эпизодов в нескольких аспектах — представления прохождения игры, технологии сохранения, возможности игроку отдохнуть между уровнями и так далее[4].