Конфессионим


Конфессионим (лат. confessio — испове́дание + др.-греч. όνυμα — имя, название) — коллективное имя, название сообщества людей, придерживающихся определённого религиозного учения.

В Средние века конфессионим во многих европейских и азиатских государствах служил основой государственной идентичности, как, например, в исламских теократических государствах — халифатах, и в Папской области.

Дмитриев М. В., на основе анализа текста «Новой повести о преславном Росийском царстве и великом государстве Московском» указывает, что в Русском царстве основой государственной идентичности выступал конфессионим «православные», а не этноним «русские».

В «Новой повести о преславном Российском царстве и великом государстве Московском»[1], созданном в острейший период войны с Польшей и Великим княжеством Литовским, ключевыми элементами дискурса «этнического»/«этно-национального» самосознания оказываются царство/государство русское/российское (политоним), Русская земля (топоним), православная вера/христианство/«православные» (конфессионим), но никак не «русский народ» или «русские». Автор обращается к «преименитаго великого государства матере градовом Росийскаго царства православным християном, всяких чинов людем, которые ещё душь своих от Бога не отщетили и от православные веры не отступили… паки хотят за православную свою веру стояти до крове»[2] — и именно такие обороты постоянно повторяются[3]: речь идёт о Руси как религиозной, а не этнической общности. «Новая повесть» — вполне репрезентативный и характерный для русской культуры XVII века памятник, и он отражает давно установленную особенность старомосковских дискурсов «протонациональной» идентичности — они апеллируют к религии, государственности, территории, но не к этносу.