Концертный тур


Концертный тур (гастрольный тур или турне) — серия концертов артиста или группы артистов, проходящая в разных городах, странах или локациях. Зачастую концертные туры получают определённое название, чтобы отличать их друг от друга и ассоциировать конкретный тур с определённым альбомом исполнителя или событием (например, юбилеем). Как правило в сфере поп-музыки, концертные туры организуют в виде масштабных мероприятий, которые могут длиться несколько месяцев или даже лет, их посещают сотни тысяч или миллионы человек и они приносят огромные доходы от продажи билетов. Исполнитель, который отправляется в концертный тур, называется гастролирующим артистом[1][2].

Длительные концертные туры состоят из нескольких частей, которые называются «этапами» (англ. «legs»)[3]. Каждый из таких этапов имеет собственное обозначение, в зависимости от артиста и типа турне, но наиболее распространёнными средствами градации являются даты (особенно если в какой-то длительный перерыв), страны или континенты, а также разогревающие группы. Как правило для отдельных этапов крупных туров используются местные гастрольные технические бригады и музыкальное оборудование, для каждого географического региона. Зачастую туры организуются при помощи местных концертных промоутеров или импресарио. Обычно небольшими концертными турами управляет дорожный менеджер  (англ.), а крупными — гастрольный менеджер.

Основной проблемой в организации концертных туров является вопрос правильной логистики, особенно для трансконтинентальных гастролей Логистика турне должна быть очень продуманной, передвижение между выступлениями должно быть выверенным и налаженным[4]. По оценкам журнала Autoweek, для мирового турне Тейлор Свифт The 1989 World Tour требовалось от 30 до 50 грузовиков, чтобы доставить всю сцену, звуковое оборудование, инструменты, реквизит и костюмы[5]. Когда Бейонсе посетила Великобританию со своим мировым туром The Formation World Tour, потребовалось семь грузовых самолётов Boeing 747 и парк из более чем 70 грузовиков, чтобы доставить декорации и другое оборудование на места проведения концертов. Причём это перемещение не включало транспортировку закулисного персонала, музыкантов, исполнителей и самой певицы[6].