Корвет (компьютер)


«Корвет» — советский 8-разрядный учебный персональный компьютер. Предназначен для преподавания информатики в школах, а также мог использоваться как домашний компьютер. Основан на самодельном персональном компьютере, который был изготовлен в 1985 году сотрудниками Института ядерной физики Московского государственного университета Николаем Роем, Александром Скурихиным и Олегом Щербаковым для собственных нужд: автоматизации управления установкой дистанционного измерения параметров низкотемпературной плазмы методами лазерной спектроскопии, а также для обработки получаемой информации и теоретических расчётов, ведения архива данных и ряда других нужд. Впервые описание данного ПК приведено в журнале «Микропроцессорные средства и системы»[1] под названием ПК 8001 (статья прислана 21 августа 1985 года).

Материнская плата «Корвета» располагалась в одном блоке с клавиатурой, в отдельном выносном блоке располагались блок питания, дисководы и плата сопряжения с дисководами (контроллер дисковода также располагался в клавиатуре). Для охлаждения схем компьютера в корпусе установлен вентилятор (не во всех модификациях).

«Корвет» имеет два независимых друг от друга видеоконтроллера, выводящих изображение на экран одновременно[3]:

Графический контроллер был реализован без специализированных микросхем, на дискретной логике и ПЛМ. Он хорошо подходил для изображения графиков и простых геометрических фигур. Каждый бит цвета из палитры хранился в отдельной цветовой «плоскости» — то есть отдельной области памяти, выбор которой осуществляется через регистр цвета.

Кроме того, «Корвет» имел особый режим работы — «цветовой»[3], позволяющий обращаться к трём цветовым плоскостям одновременно: при записи каждый бит, установленный в 1 меняет значение в соответствующем бите каждой плоскости в зависимости от значения, установленного в битах 1, 2 и 3 специальном «цветовом регистре», а при чтении возвращается 0 если значения во всех трёх плоскостях соответствуют значениям в цветовом регистре в битах 4, 5 и 6, в противном случае — 1. Эту особенность также удобно использовать для закраски областей цветом: сначала необходимо отрисовать контур фигуры, а после в цикле считывать побайтно — если прочитанный байт равен 255, значит совпадений цвета в данной области не обнаружено, и можно окрашивать её целиком, в противном случае уже запускать побитовое сравнение. Благодаря этому режиму и достигается заявленная высокая скорость работы графической подсистемы: например, оптимизированный (за счёт использования команды PUSH Rp) машинный код позволял полностью перерисовывать экран быстрее, чем в первых IBM PC, имевших почти вдвое большую тактовую частоту процессора и меньшее разрешение экрана и количество одновременно отображаемых цветов (320×200, 4 цвета в режиме CGA)[4].