Коренев, Иоанникий Трофимович


Иоанникий Трофимович Коренев[1][2][3][4][5][6] (другие варианты написания имени: Иоанн[7], Аникий[5]; ум. не позднее 30 мая (9 июня1681) — русский теоретик музыки[1][комм. 1], автор первого в русской истории музыкально-эстетического трактата «Мусикия»[8].

Сведений о жизни Коренева сохранилось очень немного. Известно, что он служил дьячком[6], чтецом[6] и дьяконом[2][3][5] в Сретенском соборе Московского Кремля[2][3][4][7][5]. Кроме того, священнослужитель поддерживал личное знакомство с композитором Николаем Дилецким, который в начале 1680-х годов жил в его доме[6]. Умер не позднее 30 мая (9 июня1681 года: на титульном листе рукописного сборника, помеченного этим днём и включающего третью редакцию «Мусикии» и «Мусикийскую грамматику» Дилецкого, о Кореневе говорится в прошедшем времени[9].

Коренев известен как автор первого в русской истории[8] музыкально-эстетического трактата «Мусикия»[1][7][6] (1-я ред., под названием «О пении божественном»: 1671[6]; 2-я ред: 1679[6]; 3-я ред.: не позднее мая 1681[9]). В этом труде музыка характеризуется как «согласное художество и преизящное гласовом разделение» — гармоническое искусство и художественное разделение звуков, «вторая философия и грамматика»[10]. В отличие от ряда средневековых теоретиков (таких как Боэций, Маркетто Падуанский) Коренев не считает музыку наукой о соотношениях, количествах, мере, не относит её к небесным явлениям, но усматривает в ней единство искусства и человеческого знания, оперирующее консонансами и диссонансами и подчинённое законам «преизящного». Исходя из этого, автор подвергает суровой критике строчное пение, которое представлялось ему употреблением «мусикии» во зло, и противопоставляет ему пение партесное[8]. Кроме того, в работе Коренева сделана попытка проследить эволюцию музыкального письма: теоретик приводит образцы греческих невм, римских «долинейных» и линейных нот, а также древнерусских крюков, стремясь продемонстрировать преемственность в развитии нотации и музыкального мышления трёх народов[11].

Трактат Коренева некоторое время существовал как самостоятельное произведение и включался в списки без указания автора. В 1679 году этот труд был присоединён к «Мусикийской грамматике» Дилецкого в качестве вводной части. В таком виде он и был опубликован в 1910 году под редакцией С. В. Смоленского[5].