Строчное пение


Строчно́е пение — традиция русского многоголосного церковного пения, развившаяся на основе знаменного распева в XVI веке. Вытеснена в XVIII веке партесным пением.

Как и знаменный распев, строчное пение первоначально записывалось крюками (невмами знаменной, демественной или путевой системы)[1], но не в одну строку, а на несколько голосов. Самым распространённым было трёхголосное строчное пение[1], однако существовали также его 2х- и 4х-голосные варианты[2]. Как правило, строки писались поочередно то тушью (чёрным), то киноварью (красным цветом)[2].

С музыкальной точки зрения строчное пение представляло собой органическое продолжение знаменной традиции: все три голоса (традиционно называемые «низ», «путь» и «верх»[1]) следовали закономерностям знаменных мелодий (присущих им мелодических формул), а в некоторых случаях — основывались на соответствующих знаменных прототипах. В то же время, строчное пение было тесно связано с русской народной музыкой, что проявилось в особенностях интервальной и гармонической структуры этого традиции. Голоса в строчном пении регулярно перекрещиваются, образуя напряжённые квартово-квинтовые созвучия[1]; консонанты (стабильные созвучия) строчного пения также, как правило, основаны на квартовых, а не на квинтово-терцовых созвучиях, характерных для западноевропейской музыки того же времени. В результате, по звучанию строчное пение больше напоминает традиции грузинского церковного пения и мордовской народной музыки[источник не указан 1945 дней], чем современного ему партесного пения.