Коржев, Гелий Михайлович


Ге́лий Миха́йлович Ко́ржев (Коржев-Чувелёв; 7 июля 1925[1][2], Москва[1] — 27 августа 2012[3][2], Москва) — советский, российский художник-живописец, педагог. Академик АХ СССР (1970; член-корреспондент с 1962). Народный художник СССР (1979). Лауреат Государственной премии СССР (1987) и Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина (1966). Представитель «сурового стиля».

В своих острых по композиции и сдержанных по колориту картинах с выделенными крупным планом, тщательно моделированными фигурами художник обращается к большим общечеловеческим темам, показывая людей в драматических, героических и бытовых ситуациях (триптих «Коммунисты», 1957—1960, серия «Опалённые огнём войны», 1962—1967, — эти работы находятся в собрании ГРМ).

Произведения художника написаны в осязательно-предметной манере, проникнуты драматизмом нашей жизни и пафосом непреклонного мужества («Влюблённые» (1957—1959), «Егорка-летун» (1976—1980), «Опрокинутый» (1970—1976), «Обречённая» (1970—1975), «Заслон», «Художник» (1960—1961), «Дезертир» (1985—1995), «Последний звонок» (1985), «Дополнительный урок» (1987—1993), «Достоевский на каторге» (1986—1990), «К своим» (1988—1990), «Маруся» (1990—1991), «Искушение» (1985—1990), «Распятие» (1993—1994)).

Символом политических интриг «перестроечного» периода стали сюрреалистические «Мутанты[6]» (Тюрлики; 1984—1991, собственность художника). В 1990-е годы мастер не раз обращался к мотивам «Дон Кихота» и Евангелия.

«Жизнь вне искусства, вне живописи для меня попросту утрачивает всякий смысл. А в творчестве я более всего дорожу свободой. Свобода — писать то, что я хочу, и так, как чувствую и могу», — основа жизненной философии мастера.

Преподавал в Московском высшем художественно-промышленном училище (ныне Российский государственный художественно-промышленный университет имени С. Г. Строганова). Профессор (1966).