Король Артур (Пёрселл)


«Король Артур, или Британский герой» (Z 628; англ. King Arthur, or The British Worthy), Семи-опера[1] в пяти действиях на музыку Генри Пёрселла и либретто Джона Драйдена. Впервые исполнена в Королевском театре Дорсет-гарден[англ.], в Лондоне, в конце мая или в начале июня 1691 года[2].

Сюжет основан скорее на сказаниях о битвах Короля Артура с саксами, чем на легенде о Камелоте (несмотря на то, что среди действующих лиц присутствует Мерлин). «Король Артур» создавался Пёрселлом с самого начала как семиопера, а не был переработкой драматического произведения. До настоящего времени музыка «Короля Артура» сохранилась не в полном объёме. При жизни композитора партитура не публиковалась.

Драйден, вероятно, написал либретто «Короля Артура» в 1684 году, к двадцатипятилетию Реставрации. Первоначальный текст не сохранился, известно, что это был спектакль в трёх действиях с аллегорическим прологом. Драйден отказался от намерения положить весь текст на музыку и использовал пролог для оперы «Альбион и Альбанус[англ.]», написанной испанским композитором Луисом Грабу[англ.]. В феврале 1685 года король Карл II умер, постановка музыкальной трагедии «Альбион и Альбанус» в июне того же года, когда произошло восстание Монмута, была неудачной, и Драйден некоторое время не работал для музыкального театра.

Согласно Кертису Прайсу, опера была, вероятно, отражением кризиса, порождённого попыткой ввести Билль об отводе. Спор о том, кто будет наследовать Карлу II: его брат-католик, Джеймс, герцог Йоркский, или герцог Монмут, его незаконнорожденный сын, но протестант, разделил страну. Фракцию, поддерживающую Джеймса, назвали тори, тех, что стояли за Монмута — виги. Последних возглавлял граф Шефтсбери. Драйден был убежденным тори и уже высмеял Шефтсбери и других вигов в своём стихотворении «Авесаллом и Ахитофель» (1681). В интерпретации Прайса в образе короля Артура представлен Карл II, бритты — это тори, саксы — виги. Освальд — герцог Монмут, а Осмонд/Гримбальд — граф Шефтсбери. Филидель — маркиз Галифакс, умеренный политик, которым восхищался Драйден (он посвятил издание «Короля Артура» Галифаксу). Эммелина персонифицирует «национальную совесть».

Бритты готовятся к решающей битве, наконец станет ясно, кто будет управлять их землёй: христианин Артур или язычник сакс Освальд. Бритты уже победили саксов в десяти боях, к тому же в день Святого Георгия, было предзнаменование: им сопутствует удача. Конон, герцог Корнуолла, объясняет происхождение войны. Освальд сватается к его дочери, слепой Эммелине, но она отвергает его, потому что влюблена в Артура.

Освальда поддерживает волшебник Осмонд, которому подчиняются два духа — Гримбальд, дух земли, и Филидель, дух воздуха.