Король и я (мюзикл)


«Король и я» (англ. The King and I) — мюзикл, созданный композитором Ричардом Роджерсом и либреттистом Оскаром Хаммерстайном. В основу был положен сюжет романа Маргарет Лэндон «Анна и король Сиама» (1944), для которого, в свою очередь, основой послужила история жизни Анны Леонуэнс. В 1860-х годах Леонуэнс была школьной учительницей у детей сиамского короля Монгкута, о чём написала мемуары.

Премьера мюзикла «Король и я» состоялась в 1951 году. Это шестая совместная работа Роджерса и Хаммерстайна. Она выдержала более тысячи представлений на Бродвее и завоевала пять премий «Тони», включая награду за лучший мюзикл.[1] В последующие годы мюзикл неоднократно ставился на сценах разных стран. В 1956 году вышел одноимённый фильм, в 1999 году Warner Bros. Animation совместно с Morgan Creek Productions сняла мультфильм.[2]

Когда в 1950 году менеджер Гертруды Лоуренс[англ.] Фэнни Хольцманн подыскивал для неё новую роль, представитель агентства William Morris Agency отправил ему книгу Маргарет Лэндон «Анна и король Сиама». Агент, представлявший интересы Лоуренс, решил, что книга послужит идеальным материалом для новой актёрской работы. Хольцманн одобрил эту идею, но предложил сделать не пьесу, а мюзикл. Лоуренс надеялась, что композитором станет Кол Портер, но тот не выказал энтузиазма по поводу этого предложения, тогда Хольцманн отослал книгу Роджерсу и Хаммерстайну. Изначально Роджерс отказался из-за ограниченности вокального диапазона Лоуренс, но затем, чувствуя, что книга имеет большой потенциал, принял предложение.[3]

Роль короля предлагали Рексу Харрисону, но актёр оказался уже занят в другой пьесе. Хольцманн связался с Ноэлом Кауардом, который не заинтересовался долгосрочным контрактом на роль, написанную для него не им самим. Роджерс выступал за Альфреда Дрейка[англ.], однако тот был готов подписать контракт только на 6 месяцев.[4]

Работа над мюзиклом началась осенью 1950 года. Оскар Хаммерстайн планировал писать либретто в сотрудничестве с Джошуа Логаном, но после отказа Логана занялся этим сам, а в качестве режиссёра нанял Джона Ван Друтена, работавшего с Гертрудой Лоуренс на протяжении нескольких лет. Остальными членами творческого коллектива были хореограф Джером Роббинс, мастер по свету и декорациям Джо Мильзнер[англ.] и художник по костюмам Ирена Шараф. Также было запланировано прослушивание для выбора актёра на роль короля. Первым на сцену вышел Юл Бриннер, чья мощная актёрская работа так впечатлила продюсеров, что ему немедленно предложили роль.[5]