Коростынский мир


Коростынский мир, также известен как Коростынский договор — мирный договор, подписанный великим князем московским Иваном III Васильевичем и правительством Новгородской республики в селении Коростынь 11 августа 1471 года, завершивший вторую моско́вско-новгоро́дскую войну. Договор логически продолжил Яжелбицкий мир 1456 года и стал важнейшим шагом на пути к ликвидации вечевой республики.

27 июля великий князь прибывает в Коростынь, куда в тот же день явилась новгородская делегация: наречённый архиепископ Феофил «с посадники и тысяцкими и житьими со всех конец». Предварительно новгородские послы были подвергнуты унизительной процедуре: вначале новгородцы били челом московским боярам, те в свою очередь обратились к братьям Ивана Васильевича, чтобы они упросили самого государя. И только мольбам архиепископа Новгородского Феофила внял Иван Васильевич: начались переговоры о мире. Новгородские делегаты «начата бити челом о своём преступлении, и что руку подняли противу его». Налицо, таким образом, полная капитуляция — сдача на волю победителя. В подтверждение своего челобитья новгородцы обещали выкуп в 16 тыс. рублей — вдвое больше того, который они дали пятнадцать лет назад в Яжелбицах. Великий князь, по рассказу Московской летописи, показал своё «милосердие»: он «повеле престати жещи и пленити и плен… отпустити». Две недели стоял великий князь «на едином месте… а управлял новгородец», и наконец 11 августа «даст им мир… как сам восхоте, а псковичам докончание взял с новгородцы… как псковичи хотели». «Почтив» наречённого владыку Феофила и отпустив его в Новгород, великий князь тут же послал в Новгород боярина Федора Давыдовича Хромого «привести Новгород Великий к целованию от мала же и до велика, сребро на них имати». Война закончилась.

Договор, как было заведено, составлялся в двух текстуально не идентичных грамотах: каждая определяла обязательства стороны, от лица которой составлялась. Текст Коростынского договора в своей основной части почти дословно воспроизводит Яжелбицкий договор 1456 г. Новгород сохранил свою «старину», свой политический строй, почти всю территорию республики, отказавшись формально только от Волока и Вологды (давно уже фактически перешедших в руки Москвы); великий князь согласился держать Новгород «в старине, по пошлине, без обиды», вернул перешедшие на его сторону Торжок и Демон, сложив с них крестное целование, и т. п. Вместе с тем, появляются статьи, имеющие существенное значение с конкретно-политической и принципиально-идеологической точек зрения: