Котарбинский, Вильгельм Александрович


Вильгельм (Василий[1]) Александрович Котарбинский (Вильгельм Котарбиньский; польск. Wilhelm Kotarbiński; 30 ноября 1848 — 4 сентября 1921) — польский и русский художник, представитель стиля «модерн», живописец исторического и фантастического жанров. Двоюродный брат художника Милоша Котарбинского и театрального деятеля и литератора Юзефа Котарбинского.

Котарбинский создавал картины, сепии и графику на мифологические и библейские темы, портреты, фантастические композиции. Если живопись Котарбинского вызывала критику, то его сепии получили настоящее признание[2]. Художниками, повлиявшими на Котарбинского, были Ганс Макарт[3], Виктор Васнецов, Генрик Семирадский, Мариано Фортуни[4], Михаил Врубель. Котарбинский — автор ряда крупных станковых полотен («Смерть Мессалины», «Оргия», «Битва кентавров с амазонками» и др.). Большая его картина «Римская оргия» в конце XIX века была приобретена Музеем императора Александра III (ныне Государственный Русский музей).

Родился в cеле Неборов[pl] Варшавской губернии. Учился в 1866—1869 годах в варшавских Классах рисунка, которые на момент его выпуска возглавлял Циприан Лахницкий[5]. В 1871 году, получив стипендию в 200 серебряных рублей[6] от Общества поощрения изящных искусств в Варшаве (Towarzystwo Zachęty Sztuk Pięknych) поступил слушателем в Академии Св. Луки в Риме, где получил серебряную медаль и звание «Первого римского рисовальщика».

Жил и работал в Риме с 1871 по 1886 год. С 1877 года постоянно участвовал в выставках варшавского Общества поощрения изящных искусств. В ранний «римский» период на выставках были представлены работы «Воскрешение сына вдовы», «Возвращение с Голгофы», «Libelle», «Гондола» и другие[6], которые сделали Котарбинского постоянным героем репортажей с выставок и известной персоной. С картиной «Ecce Homo» в январе 1883 году художник принял участие в открытии Выставочного дворца в Риме, где его работа висела рядом с картиной «Прусская дань» Яна Матейко[7]. О работах Котарбинского оставили рецензии Генрик Сенкевич и Элигиуш Невядомский[2].

В 1885 году[8], по приглашению профессора Адриана Прахова, который руководил работами по украшению собора Святого Владимира в Киеве, Котарбинский вошел в состав «артели соборян» — коллектив художников, включавший В. М. Васнецова, М. В. Нестерова, П. А. Сведомского и А. А. Сведомского. С последними Котарбинский был дружен с 1875 года, еще по «римскому» периоду.

Внутренние работы в соборе продолжались до 1896 года. Котарбинский создал ряд композиций, среди них «Преображение Господне» и написанные совместно с П. Сведомским «Дни Творения», «Тайная Вечеря», «Въезд Господень в Иерусалим», «Суд Пилата». Самостоятельно, по его собственному признанию[9] были написаны «Голгофа» и «Воскрешение Лазаря».