Коулман, Орнетт


О́рнетт Ко́улман (англ. Ornette Coleman; 9 марта 1930, Форт-Уэрт, Техас — 11 июня 2015, Нью-Йорк[7]) — американский джазовый саксофонист и композитор. Один из самых известных джазовых новаторов, пионер фри-джаза.

Родился в семье бейсболиста и портнихи. Освоил саксофон самостоятельно, систематического музыкального образования не получил. В 1952–1959 годы работал в Лос-Анджелесе лифтёром, в 1957 году в ансамбле с трубачом Доном Черри, барабанщиком Эдом Блэкуэллом начал экспериментировать, играл на пластиковом альт-саксофоне в строе С (как самоучка, он неверно транспонировал). Первые сольные альбомы — «Something Else!» (1958) и «Tomorrow Is The Question» (1959) — помог организовать Ред Митчелл. Джон Льюис и Гантер Шуллер помогли квартету Коулмана (с Доном Черри, Эдом Блэкуэллом и Чарли Хейденом) получить ангажемент в нью-йоркском клубе «Five Spot» (1959). В 1959–1963 годах квартет записал семь альбомов, выступал на крупнейших американских фестивалях (в Ньюпорте и Монтрё), гастролировал в Европе.

Перелом в стиле Коулмана произошёл в 1961 году, по выходе альбома «Free jazz: A collective improvisation» (термин «фри-джаз» обязан названию этого альбома). С этого времени Коулман полностью отказался от традиционных тонально-гармонических схем (в том числе, от «блюзовых квадратов» и пр.) и от песенных музыкальных форм как основы для импровизации. При этом в ритмике Коулмена никаких новаций не произошло: в его фри-джазовых композициях сохранилась опора на (преимущественно двухдольный) метр, использовались привычные синкопы и особые виды ритмического деления — триоли, квинтоли и т. п.

В 1963–1964 гг. Коулман прекратил выступления и потратил более полутора лет на освоение трубы и скрипки. В 1965 организовал квартет (с Чарльзом Моффетом и Дэвидом Айзензоном), а в следующем году журнал Down Beat назвал его «музыкантом года». В 1970-е годы, пытаясь синтезировать фри-джаз с роком, он начал использовать в аранжировках электрогитары и ударную установку (для этого организовал и возглавил ансамбль под названием «Prime Time») — впрочем, коммерческого успеха фьюжн-альбомы Коулмана не имели.

Сохраняют популярность пьесы Коулмана «доабстрактного» творческого периода, среди них: «Одинокая женщина» («Lonely woman», 1959) и «Конгениальность» («Congeniality», 1959).