Кочедык


Кочеды́к — плоское изогнутое шило с деревянной ручкой для плетения лаптей, а также изготовления изделий из лыка или бересты.

Исторически кочедык являлся одним из наиболее распространённых орудий труда[1][где?]. Встречались как металлические, так и костяные кочедыки, последние изготавливались из расщеплённых костей животных и наблюдались, в частности, у литовцев Свенцянского уезда Виленской губернии[2]. В качестве кочедыка могла использоваться веточка с изогнутым сучком[3]. Лапотный инструмент также использовался для изготовления других предметов из луба, например, различных сосудов, a также для сдирания коры с деревьев. Стальные кочедыки, встречавшиеся у украинцев, использовались также в качестве кресала для высекания огня. У русских кочедык известен также под названием кочеток, колочик, котач, костыг, свайка, швайка. У белорусов встречались такие названия, как качадык, швайка, а у украинцев — швайка[2].

На передачу инструмента существовало несколько запретов. Прежде всего к кочедыку не должна прикасаться женщина, так как в таком случае он может причинить ущерб хозяину или его жене. Это связывали с «ревностью» инструмента, тем что он «любит» только своего хозяина: «Он мастера хуже бабы ревнует. Мужику-то просто не удобен, а вот бабе — смерть». Если в русской традиционной культуре инструменты принято было передавать по наследству, то с лапотным шилом ситуация противоположная. В случае смерти мастера его было принято класть к нему в гроб («чтоб и на том свете лапоточки плёл»), так как в противном случае кочедык и умерший становились опасными[4]. Владимир Даль привёл несколько народных выражений связанных с инструментом: «Его отселе кочедыком не выковырнешь, прижился. Кочедыжник, растение папорот, папоротник, купоротник. Такой работящий, что помер с кочедыком в руках! Не спеши языком, торопись кочедыком, делай. Мужик кочедыком, а чистомойка (чистоплюйка) языком. Кочедыкомь избы не взвошишь, не выжеровишь. Лапти сплёл без кочедыка, а жену взял без попа, украл»[5]. Шило использовалось в девичьих гаданиях: хлеб и кочедык помещали в лапти и бросали их за ворота. После этого бежали и хватали один из них: лапоть с хлебом сулил богатого жениха, с кочедыком — быть незамужней («дома сидеть, лапти плести»)[6].