Краус, Вернер


Вернер Краус (нем. Werner Krauß, 23 июня 1884[2][3][…], Гестунгсхаузен[d], Бавария[1] — 20 октября 1959[1][2][…], Вена[1]) — немецкий актёр, прославившийся ролями в фильмах эпохи немецкого экспрессионизма. Снялся в 134 фильмах.

Вернер Йоханнес Краус родился 23 июня 1884 в Гестунгсхаузене под Кобургом в семье почтового чиновника Пауля Крауса и его жены Каролины Вуст. Рос у деда, священника в Гестунгсхаузене. После его смерти в 1887 году вернулся к родителям в Бреслау. В 1891 году его отца перевели в Лейпциг, а затем уволили и определили в психиатрическую лечебницу. В 1893 году Краус вернулся вместе с матерью в Бреслау. С 1898 году по желанию семьи он учился на подготовительном отделении евангелического учительского института в Бреслау. С 1901 года посещал учительский семинар в Кройцберге. В 1902 году его отчислили из института из-за выступлений статистом на сцене театра в Бреслау; Краус решил стать актёром и выступал в бродячих труппах и провинциальных театрах. В 1913 году он переехал в Берлин и поступил в труппу театра Макса Рейнхардта. В 1915 году был призван в армию и после трёхмесячной службы кадетом в Киле уволен.[4]

В 1916 году Краус начал регулярно играть в кино, так как у Рейнхардта он выступал лишь в небольших ролях. После дебюта в фильме «Сказки Гоффмана» Рихарда Освальда, с которым он часто работал, это были прежде всего детективы, мелодрамы и так называемые «просветительские фильмы». Взлет его карьеры в театре и кино начался после Первой мировой войны. В фильме «Кабинет доктора Калигари» (Das Cabinet des Dr. Caligari, 1919) Краусу в паре с Конрадом Фейдтом в роли сомнамбулы Чезаре удалось подогнать свой исполнительский стиль под экспрессионистские декорации и тем самым сохранить баланс между реальностью и воображением[4]. Жан Ренуар, у которого Вернер Краус сыграл графа Мюффа в фильме «Нана» (1926) по одноимённому роману Эмиля Золя, в своих мемуарах писал, что тот заставил его понять значение актёров. При этом Краус снисходительно относился к его неопытности в качестве постановщика, будучи «уже тем, кем и останется, — лучшим актёром, игравшим на немецком языке»[5]:

Восхищаться Краусом я начал с фильма „Калигари“. Видел я его в других фильмах и в пьесе ИбсенаДикая утка“. Самое сильное впечатление прежде всего производили на меня его необыкновенная техника, знание гримировки и абсолютное владение телом.

С ноября 1923 по июнь 1924 года Краус был в Нью-Йорке, где он участвовал в постановке пантомимы «Чудо» Макса Рейнхардта по Карлу Фолльмёлеру. По возвращении он работал в Государственном театре (1924—1926, 1931—1933), в Немецком театре (1926—1931) и в Бургтеатре в Вене (1928—1929).[4]

В начале 1930-х годов в Немецком театре Краус исполнил свои самые успешные и популярные роли — Вильгельма Фогта в «Капитане из Кёпеника» и Маттиаса Клаузена в «Перед заходом солнца».