Кредитный рейтинг


Кредитный рейтинг — это мнение рейтингового агентства относительно общей кредитоспособности заёмщика или кредитоспособности заемщика в отношении конкретных долговых обязательств, основанное на оценке факторов риска. Кредитные рейтинги рассчитываются рейтинговыми агентствами на основе прошлой и текущей финансовой истории вышеперечисленных участников рынка, а также на основе оценок размера их собственности и взятых на себя финансовых обязательств (долгов). Основное предназначение подобных оценок — дать потенциальным кредиторам / вкладчикам представление о вероятности своевременной выплаты взятых финансовых обязательств. В последнее время расширилась и сфера применения кредитных рейтингов: они стали применяться и для установления новых размеров страховых взносов, для определения арендных залогов, определения качества новых кандидатов при приёме их на работу.

Кредитные рейтинги относительны, поэтому важно учитывать специфику той или иной страны, предприятия, отрасли промышленности. Невысокие кредитные рейтинги, конечно, нежелательны, ибо свидетельствуют о высокой вероятности дефолта.

Разработать свою систему кредитных рейтингов может любой участник рынка. Более того, согласно Базельским директивам, каждому банку желательно иметь собственный внутренний рейтинг заемщиков. Но когда речь идет о рынке облигаций, то «кредитный рейтинг» обычно означает рейтинг одного из трех агентств Standard & Poors, Moody’s и Fitch[1].

Одна из основных проблем, с которой сталкиваются потенциальные инвесторы — это информационная асимметрия, присущая финансовому рынку. Заемщик или эмитент долгового обязательства, как правило, знает больше о факторах, влияющих на уровень кредитного риска. Инвестор наоборот знает меньше. Рейтинг раскрывает дополнительные сведения о субъекте рейтингования и помогает снизить неопределенность на финансовом рынке. В конечном счете это снижает стоимость привлечения капитала и уменьшает спред. Спред является одним из показателей рискованности вложений и отражает неопределенность в отношении заемщика или финансового инструмента.

Например, присвоение более высокого рейтинга агентством Standard&Poor’s приводит к заметному уменьшению спреда[2][3].

Кредитные рейтинги могут предоставляться как по запросу клиента, так и агентством самостоятельно. В первом случае рейтинг называется запрошенным (англ. solicited credit rating), а во втором незапрошенным (англ. unsolicited credit rating). Присвоение запрошенного рейтинга осуществляется на основании соглашения между клиентом и агентством. Клиент предоставляет необходимую для анализа кредитоспособности информацию и оплачивает услуги агентства. Незапрошенный рейтинг клиентом не оплачивается.