Крепость (сёги)


Крепостью (яп. 囲い какои) в сёги называется защитное построение, создаваемое с целью затруднить и замедлить атаку противника на своего короля.

Ядром любой крепости является сцепка золотых и серебряных генералов (от двух до четырёх). Основные параметры крепости — её прочность, направление защиты (толщины), количество генералов и количество темпов, необходимых для её построения.

Чем прочнее крепость, тем сложнее противнику добраться до Вашего короля; однако более прочные крепости требуют больше темпов для построения, в результате чего остаётся меньше темпов на атаку. Однако если строительством крепости пренебречь, то Ваш король будет слаб против атаки противника.

С точки зрения баланса атаки и защиты, крепость из двух генералов говорит о смещении в сторону атаки, крепость из трёх генералов является сбалансированной (пословица говорит: «защищай короля тремя генералами»[1]), а крепость из четырёх генералов свидетельствует о смещении баланса в сторону защиты.

В теории сёги разработано несколько десятков классических крепостей и более сотни их разновидностей. Одними из наиболее популярных являются крепости мино, ягура, анагума и т. д.

Мино (яп. 美濃囲い) — лёгкая и достаточно прочная крепость, играемая со смещённой ладьёй против статичной. Прочна против атаки сбоку, но при необходимости может быть перестроена поднятием дальнего золота в высокое мино, прочное по направлению к центру, и далее в серебряную корону, прочную против атаки на короля спереди.