Критика эволюционизма


Критика эволюционизма появилась сразу после того, как в начале девятнадцатого века появились идеи эволюционизма[1]. Эти идеи заключались в том, что развитие общества и природы управляется естественными законами, которые стали известны образованной публике по книге Джорджа Комбе  (англ.) The Constitution of Man (1828) и анонимной Vestiges of the Natural History of Creation (1844). После того, как Чарльз Дарвин опубликовал Происхождение видов, большая часть научного сообщества убедилась в том, что эволюция — гипотеза, основанная на опытных данных. В 30-х и 40-x годах прошлого века учёные разработали синтетическую теорию эволюции (СТЭ), которая объединила идею дарвиновского естественного отбора с законами наследственности и данными популяционной генетики. С этого времени существование эволюционных процессов и способность современных эволюционных теорий объяснить, почему и как протекают эти процессы, поддерживается подавляющим большинством биологов[2].

После появления СТЭ почти вся критика эволюционизма осуществляется религиозными деятелями, а не учёными[3].

Однако многие верующие, которые верят в то, что Бог (боги) является творцом мира, не считают эволюционизм угрозой своим убеждениям, принимая эту теорию и процесс как допустимые. Среди этих теистических эволюционистов есть теологи, которые утверждают, что они смогли увидеть в эволюции божественный замысел[4]. Часть западных христиан отвергла эволюционизм как «ересь», однако большинство предприняло попытку примирить концепцию эволюционизма с библейской версией творения[5].

В противоположность ранним аргументам против эволюции, которые были либо полностью научными, либо полностью религиозными, некоторые современные аргументы иногда смешивают оба типа. В частности, американские движения «научный креационизм» и «разумный замысел» подвергают сомнению эмпирическую основу науки и утверждают, что существует большее число доказательств создания всего живого неким разумным существом или сотворения мира согласно описанию в Библии. Многие аргументы против эволюции относятся к аргументам против доказательств эволюции, а также методологии, нравственности и научной приемлемости эволюционной биологии. Однако научное сообщество не признает валидности этих аргументов, ссылаясь на то, что критики неправильно интерпретируют концепцию научной теории[6].

Один из основных источников неразберихи и неоднозначности в дебатах между креационистами и сторонниками эволюции — само определение эволюции. В биологии под термином «эволюция» понимаются генетические изменения в популяциях организмов в течение поколений. Тем не менее, слово имеет множество иных значений в других областях, от социокультурной эволюции до химической эволюции, эволюции звёзд и галактик. Этот термин может даже означать эволюцию (в смысле развития) метафизики, эволюцию духа и т. д. Когда биологическая эволюция приравнивается к процессам развития вообще, это может вызвать подмену одного понятия другим[7].