Круговая кинопанорама


Кругова́я кинопанора́ма — разработанная в СССР кругорамная кинематографическая система, использующая 11 (в ранней версии 22) 35-мм киноплёнок для создания изображения с горизонтальным углом обзора 360°. В зрительном зале нет сидячих мест и зрители смотрят фильм стоя[3]. Фильмы проецируются на двухъярусный (нижний — цилиндрический, верхний — конический) экран[4].

Советская «Круговая кинопанорама» была разработана под руководством профессора Е. М. Голдовского по личному указанию Н. С. Хрущёва.

Первоначально в ней использовались 22 киносъёмочных аппарата «Конвас-автомат», собранных на общей платформе[5]. Аппараты устанавливались на общем основании с таким расчётом, чтобы горизонтальные углы между их оптическими осями составляли 32°43'[3]. Они снимали два ряда из 11 изображений обычного формата в каждом, которые потом демонстрировались таким же количеством работающих синхронно кинопроекторов «ПКП-1» на 22 экрана, расположенных друг над другом в два яруса по 11 экранов[6][7]. Стыки между изображениями были прикрыты чёрными полосками[4].

Такая система, в отличие от западных аналогов, дававших 1 ряд изображений, позволяла обеспечить больший обзор по вертикали и увеличивала эффект присутствия. Однако технологическая сложность изготовления таких фильмов была слишком велика, и в 1965 году[8] была разработана новая схема, предусматривающая съёмку фильма одним рядом из 11 кинокамер с использованием вертикального анаморфирования изображения с коэффициентом 0,5[3][9]. За счет этого обзор по вертикали оставался практически неизменным по сравнению с двухрядной системой. Кроме того, один ряд избавлял экран от горизонтальной разделительной полосы, мешавшей восприятию панорамного изображения. Для новой системы на ЛОМО были разработаны кинопроекторы «ПКП-5» с первыми в СССР ксеноновыми лампами[10].

В таком виде «Круговая кинопанорама» существует до настоящего времени. Девятиканальный звук записывался на отдельную 35-мм магнитную ленту, воспроизводимую фильм-фонографом «ФФП-9»[11]. Кроме семи каналов, обеспечивающих объёмный звук в горизонтальной плоскости, первоначально существовали два канала для акустических систем, расположенных на полу и потолке зала «Кинопанорамы»[7][4]. Впоследствии от этих двух громкоговорителей отказались.

Синхронизация всех кинопроекторов и фонографа осуществляется питанием синхронных электродвигателей от общей сети переменного тока. Для плавного пуска, предотвращающего поломку механизмов, используется система «Ротасин», плавно изменяющая частоту питающего напряжения от 0 до 50 Герц вплоть до момента переключения на промышленную электросеть. Управление всеми аппаратами осуществляется автоматически с центрального пульта[10].