Кинопроектор


Кинопрое́ктор, кинопроекцио́нный аппара́т (от кино… и лат. projicio — бросаю вперёд) — разновидность проектора, предназначенная для воспроизведения движущегося изображения с киноплёнки[1]. Большинство кинопроекторов, за исключением простейших узкоплёночных, кроме изображения кинофильма способны воспроизводить и его звуковое сопровождение. Один или несколько кинопроекторов — основа киноустановки.

Киноустановками на основе стационарных кинопроекторов оснащались все кинотеатры до того, как киноплёнку вытеснил цифровой кинопоказ. Для преобразования изображения на киноплёнке в телевизионный видеосигнал используется телекинопроектор[2]. Специалист, управляющий кинопроектором, называется киномехаником.

Попытки получить на экране движущееся изображение начались почти сразу после появления фотографии. Изобретатели объединяли её с уже получившим распространение зоотропом и другими аттракционами «живых картинок». Первой в истории проекцией «движущейся фотографии» можно считать демонстрацию «Фазматропа», созданного американцем Генри Хейлом (англ. Henry R. Heyl). Сеанс, состоявшийся 5 февраля 1870 года на благотворительном спектакле в Филадельфии, принёс изобретателю 650 долларов[3]. Устройство, сделанное на основе «Кинематоскопа» Колмана Селлерса (англ. Coleman Sellers), вместо рисунков демонстрировало короткий киноролик из восемнадцати диапозитивов вальсирующей пары. Однако, из-за низкой светочувствительности коллодионного фотопроцесса тех лет прямая съёмка движения была невозможна. Танцоры снимались с длинной выдержкой в неподвижных позах, изображающих разные фазы танца[4].

«Кинетоскоп», представленный Томасом Эдисоном (англ. Thomas Alva Edison) в 1891 году, уже мог воспроизводить непосредственно отснятое на желатиносеребряную киноплёнку движение, но оказался непригодным для его проекции на экран[5]. Причиной недостатка было равномерное, а не прерывистое движение киноплёнки, и устойчивое несмазанное изображение можно было наблюдать при очень коротких вспышках света, хорошо видимых только через окуляр[6]. В последующие годы усилия конструкторов всего мира сосредоточились на повышении световой эффективности «Кинетоскопа» для возможности коллективного просмотра. Первый шаг в нужном направлении сделал Жорж Демени (фр. Georges Demenÿ), в 1893 году использовавший в своем «Фоноскопе» пальцевый механизм для прерывистого перемещения целлулоидной ленты. Каждый кадр просвечивался теперь длительными вспышками через обтюратор с увеличенным вырезом[6].