Цифрово́й кинопрое́ктор — видеопроектор с высокой разрешающей способностью и мощным световым потоком, специально спроектированный для демонстрации цифровых кинофильмов на большом экране в кинотеатре. Является конечным устройством технологии цифрового кинематографа, позволяющего при производстве и демонстрации фильмов обходиться без киноплёнки.
Цифровая кинопроекция стала возможна после появления технологий, обеспечивающих на большом киноэкране световые потоки, сопоставимые с традиционными пленочными кинопроекторами при высокой разрешающей способности и точной передаче градаций яркости. На сегодняшний день основными технологиями в цифровой кинопроекции считаются DLP (англ. Digital Light Processing), запатентованная компанией Texas Instruments и основанная на применении отклоняемых микрозеркал, а также LCOS (SXRD), использующая вместо микрозеркал жидкокристаллические ячейки и разработанная фирмой Sony[1]. Первая технология основана на принципе эпископической проекции, то есть работает в отражённом, а не прошедшем свете. Это исключает эффект «решетки», свойственный ранним видеопроекторам, когда на экране видны промежутки между отдельными пикселями. Также это повышает теплостойкость матрицы и позволяет использовать в качестве источника света кинопроекционную ксеноновую лампу. Третья конкурирующая технология D-ILA (англ. Direct Drive Image Light Amplifier), разработанная компанией JVC, сочетает принципы двух предыдущих: жидкие кристаллы наносятся на металлическую пластину и так же, как в DLP, работают на отражение[1].
Большинство современных цифровых кинопроекторов обеспечивает высокое разрешение, которое в цифровом кино несёт своё обозначение — 2К, соответствующее примерно 2000 пикселей по длинной стороне кадра. Точные значения зависят от соотношения сторон кадра. В большинстве случаев это 2048х1080 пикселей.
Новейшие цифровые проекторы обладают разрешением 4К, что соответствует 4000 (4096) пикселей по горизонтали.
При демонстрации кинофильма цифровой кинопроектор получает видеоданные со специального видеосервера, распаковывающего цифровой фильм с жесткого диска. Цифровое кино в соответствии со стандартами DCI сохраняется в контейнере MXF, где сжимается по технологии JPEG2000[2]. В цифровом кинематографе не используются стандарты сжатия видео, применяемые в телевидении высокой четкости. Каждый кадр видеопотока сохраняется с одинаковой степенью сжатия и в полном разрешении. Простейшая цифровая киноустановка состоит из собственно проектора и сервера воспроизведения, соединённых через зашифрованный интерфейс, исключающий несанкционированное копирование фильма даже обслуживающим персоналом. Сервер оборудован дисковым массивом, на котором хранятся 3—5 полнометражных фильмов, идущих в данный момент в прокате, а также рекламные ролики и заставки. Киномеханик при помощи сервера может составлять плей-листы и программировать киносеансы на несколько дней вперед.