Кинопрокат


Кинопрока́т — массовый показ фильмов (кинопоказ) в сети кинотеатров. Тот же термин используется и для обозначения системы кинотеатров.

Считается, что кинематограф возник как вид искусства только с появлением платных киносеансов в декабре 1895 года, когда в Париже братья Люмьер создали первый кинотеатр на бульваре Капуцинок.

Распространение кино в большинстве стран, в том числе и в России, начиналось с кинопроката, демонстрировавшего фильмы, сделанные в других странах. Очень быстро в дополнение к переоборудованным театрам и кафе стали открываться специализированные кинотеатры, образовались киносети. В этой области лидировали США, где уже к 1908 году появилось 3000 кинотеатров (англ. nickelodeon, от слов англ. nickel (пятицентовая монета) и «одеон» (греческий театр). Это быстрое становление кинопрокатной сети привело к развитию американской киноиндустрии и созданию Голливуда в конце 1910-х годов.

В России в 1913 году было 1412 кинотеатров, из них 67 в Москве и 137 в Санкт-Петербурге. За время Октябрьской революции и Гражданской войны количество кинотеатров сократилось вдвое, но в СССР стало быстро увеличиваться, в основном за счёт кинопередвижек:

Кинопрокат борется с тенденцией индивидуального просмотра, совершенствуя кинотеатры и улучшая технологию. Заметным событием стало появление многозальных кинотеатров. Однако, уже в середине 1980-х годов доходы кинематографических компаний от продажи видеокассет в США превзошли кассовые сборы в американских кинотеатрах.

В 2010 году, по данным MPAA, мировые кассовые сборы составили рекордно высокие 31,8 млрд долларов[1].