Крупный план


Кру́пный план — понятие в кинематографе и на телевидении, обозначающее расположение камеры, при котором большую часть кадра занимает лицо человека[1] или, реже, предмет. В фотографии крупному плану чаще всего соответствует понятие «портрет». Ещё более крупное изображение части лица или небольшого предмета называется «деталь»[2]. Крупность, при которой в кадре видны только глаза актёра, иногда называется итальянский план, из-за своей популярности в спагетти-вестернах[3].

Несмотря на давнюю традицию поясных и погрудных портретов в фотографии и изобразительном искусстве, большинство первых кинематографистов снимали свои фильмы только общим планом. В течение первых десятилетий немого кинематографа пространство экрана воспринималось как театральная сцена[5]. Поэтому актёров было принято показывать в полный рост, и кадры, в которых они случайно приближались слишком близко к камере, считались бракованными, потому что «человек не может ходить без ног»[6][7]. Среди исследователей истории кино нет единого мнения насчёт того, кто первым использовал крупный план[8]. Большинство считают первооткрывателем в этой области Джорджа Альберта Смита, который снимал крупные детали в своих картинах «Что видно в телескоп» и «Бабушкина лупа»[9]. Почти одновременно, в 1901 году Джеймс Уильямсон даёт очень крупный план в фильме «Большой глоток», когда главный герой приближается к камере и «глотает» её. Спустя два года крупный план был использован в картине «Большое ограбление поезда»[1]. Однако, эти случаи были единичными, поскольку для кинозрителей начала XX века было непривычным обрезание человеческой фигуры рамкой кинокадра, воспринимаемое при первом впечатлении иногда как показ натурального расчленения[10][11].

Лишь спустя десятилетие Дэвид Гриффит открывает для себя крупный план в картине «Телеграфистка из Лоундэйла»: здесь крупно показан разводной ключ, которым преступника пугают вместо пистолета. Режиссёр стал одним из первых, кто начал активно использовать крупные планы в своих фильмах. В звуковом кино крупные планы оказались наиболее критичными к точности синхронизации, поскольку несовпадение артикуляции с фонограммой особенно заметно. По этой причине крупные планы стараются не переозвучивать в студии, а сразу снимать синхронно. Кроме того, крупные планы критичны к качеству грима и установки операторского освещения, как и портрет в фотографии. Решение о съёмке того или иного монтажного кадра средним, общим или крупным планом принимается на стадии подготовки режиссёрского сценария[12]. При документальной съёмке оператор выбирает крупность плана самостоятельно, руководствуясь базовыми правилами монтажа[13].