Кубовая (железная дорога)


Кубова́я — отдельно стоящее небольшое одноэтажное здание на территории пассажирской станции с встроенным специальным оборудованием для подготовки и водоразбора кипятка, горячей и холодной воды для питьевого водоснабжения пассажиров пассажирских поездов.

Кубовой называется также помещение из состава вспомогательных помещений буфета или ресторана (пищеблока) железнодорожного вокзала для подготовки горячей воды для собственных нужд.

После начала строительства железных дорог в России и появления регулярного железнодорожного сообщения возникла необходимость создания комфортных условий для пассажиров в пути. В 1860-х годах отечественные вагоностроители, в целом, успешно решили технические проблемы отопления в пассажирских вагонах и устройства туалетов, однако проблема питьевого водоснабжения, в частности, приготовления кипятка в пути, долгое время не решалась[1].

В связи с этим организаторы российских железных дорог приняли решение о водоснабжении пассажиров поездов на станциях со специальных водоразборных пунктов, названных кубовыми. Одно из основных требований к воде из этих источников водоснабжения — бактериологическая чистота воды, исключающая возникновение инфекционных заболеваний.

К кубовым подводился водопровод для питьевого водоснабжения, часть воды из которого выводилась наружу водоразборным краном для потребления, а часть поступала для кипячения в водонагревательный бак. Водонагревательный бак или «куб»[2] имел расположенную под ним топку для сжигания дров или угля для постоянного поддержания температуры кипения воды в баке. Кипячёная вода постоянно выводилась наружу через другой кран для кипятка. Таким образом, из стены кубовой для потребителей выводились два водоразборных крана: для холодной воды и для кипятка[3].

Работала кубовая по снабжению кипятком и холодной воды круглосуточно. Истопники (кубовщики), обслуживавшие кубовую, чтобы обеспечить такой режим постоянного кипячения воды, работали посменно, также круглосуточно.