Кузнечевский мост


Кузнече́вский мост — автодорожный металлический висячий мост через реку Кузнечиху (рукав Северной Двины) в городе Архангельске, соединяет Соломбалу с центром города.

Наплавной мост через Кузнечиху впервые был построен в 1805 году, проезд и проход по нему был платным[1][2]. В 1867 году на средства города был построен новый деревянный наплавной мост[3]. Мост наводился только в летнее время, осенью его разбирали и весной после ледохода строили заново. В середине моста специально для пропуска судов был устроен разводной пролет шириной 8,5 м[2]. В 1917 году по мосту началось движение трамваев.

К зиме 1923—1924 годов был построен постоянный деревянный с железными фермами мост[4]. Открытие движения состоялось 19 февраля 1924 года[5]. Уже 4 мая 1924 года почти половина моста была снесена весенним половодьем. Мост было решено разобрать на дрова. После этого вновь был построен наплавной мосту, действовавший до постройки постоянного моста.

В 1935 году было принято решение о строительстве постоянного металлического моста. Проект был разработан инженером Г. П. Передерием, который по архитектурным соображениям предложил вариант висячего моста. Особо серьезной проблемой являлось создание оснований для моста. Решить ее удалось на основе анализа грунтов, произведенного инженером Б. Г. Тахтамышевым[6].

Строительство моста началось в феврале 1936 года. Оно велось при долевом участии краевых и городских организаций. Техническое руководство строительством моста возлагалось на коллектив Соломбальского завода. В апреле 1937 года руководитель работ Э. Д. Дашевский был обвинен во вредительстве и вскоре расстрелян. К этому времени были построены только опоры моста[7]. В начале 1941 на Дебальцевском металлургическом заводе (Украина) было изготовлено 750 т металлических пролётных конструкций для нового моста. Планировалось завершить изготовление остальных конструкций к 1 июля, в третьем квартале начать отгрузку их железнодорожным транспортом и строительство моста завершить к концу 1941 года, однако из-за начавшейся войны строительство моста было отложено[8].

Работы возобновились в 1953 году. Открытие нового постоянного моста состоялось 20 октября 1956 года. По мосту была проложена трамвайная линия, связывавшая Соломбалу с центральной частью города. Трамвайное движение действовало до 2002 года. В 2003 году было заменено покрытие проезжей части и тротуаров, демонтированы трамвайные пути, выполнен ремонт и антикоррозионная защита стальных элементов моста[5].