Архангельский трамвай


Архангельский трамвай — закрытая трамвайная система, существовавшая в городе Архангельске с 1916 по 2004 годы. Долгое время являлась самой северной трамвайной системой в мире (сейчас таковой является трамвайная сеть в норвежском городе Тронхейме). В годы Великой Отечественной войны использовалась для перевозки военных грузов. 21 июля 2004 года трамвайная система была закрыта по экономическим причинам, содержание трамвайного парка было признано убыточным. Трамвайные пути вскоре были демонтированы.

Ликвидация архангельского трамвая стала результатом целенаправленной политики руководства города и занимавшего в то время пост мэра Олега Нилова, закрывшего 13 мая 2003 года единственный рентабельный трамвайный маршрут № 1. После этого закрытие всей системы стало неизбежным[2].

Трамвайная подстанция по адресу улица Суворова, д. 13, была построена в 1914 году и является памятником архитектуры Архангельска[3].

Идея строительства системы трамвая в Архангельске начала обсуждаться в 1898 году[5]. К 1913 году, после завершения строительства Северной железной дороги между Москвой и Архангельском, город получил серьёзный импульс к развитию. По этой причине в 1913 году было решено построить городскую железную дорогу. В те времена в Архангельске было много деревянных домов. Для безопасности деревянных домов было принято решение о строительстве электрической системы. Руководителем строительства электрического трамвая был инженер Константин Репин, который был автором проекта электрификации конки в Пскове в 1911—1912 годах. Репин контролировал все строительные работы, а также приобретение оборудования.

Строительные работы начались в 1914 году. Несмотря на начало Первой мировой войны, Константин Репин довёл дело до конца. В течение трёх лет в городе были проложены трамвайные пути (двухпутные, ширина колеи 1524 мм), установлена воздушная контактная сеть, были построены трамвайное депо и тяговая подстанция. Тяговая подстанция была построена в 1914 году (ул. Пермская, 13 (ныне улица Суворова)). Трамвайное депо было построено на пересечении Почтового тракта (ныне Ленинградский проспект) и Набережной Северной Двины (ныне ул. Чапаева). Во время Первой мировой войны Архангельск стал главным портом, куда доставлялась помощь союзников. Грузовой тоннаж морского порта Архангельска увеличился в 20 раз[5].