Кульбин, Николай Иванович


Николай Иванович Кульби́н (9 [21] апреля 1868, Гельсингфорс, Южная Финляндия[d] — 6 [19] марта 1917[1], Петроград) — русский художник и музыкант, теоретик авангарда и меценат, теоретик театра, философ; один из организаторов первых художественных объединений и выставок нового искусства России, инициатор и деятельный участник диспутов, — больших коллективных изданий, альманахов. По профессии — военный врач, доктор медицины (1895), приват-доцент Военно-медицинской академии (с 1907), врач Главного штаба (1903−1917), действительный статский советник.

По специальности военный врач. С 1903 года — врач Главного штаба, с 1905 года — приват-доцент Военно-медицинской академии; действительный статский советник (1915).

Увлекался искусством на протяжении всей своей жизни, но в силу обстоятельств не имел возможности реализовать себя. Когда его материальное и общественное положение упрочилось, он активно стал заниматься искусством, проявив себя главным образом как организатор выставок и теоретик авангарда. Автор теоретических работ (эссе «Свободная музыка», 1909, созвучное манифесту Луиджи Руссоло «Искусство шумов», 1913), а также ряда статей по вопросам новейшего искусства.

В апреле — мае 1908 года основал и финансировал Художественно-психологическую группу «Треугольник», включившую М. В. Матюшина, Е. Г. Гуро, А. И. Баллиера, И. С. Школьника, Э. К. Спандикова и других. Организатор и участник многих выставок — «Современные течения» (1908), «Звено» (1908), «Импрессионисты» (1909), «Импрессионисты» (1910, совместная выставка групп «Треугольник» и «Венок—Стефанос»), Осенний Салон (Париж, 1913); «Интернациональная выставка футуризма» (Рим, 1914), Салон Независимых (Париж, 1914) и других.

Создал в 1910 году совместно с В. Э. Мейерхольдом «Интимный театр» («Общество Интимного театра» было основано осенью 1909 года Н. С. Кругликовым, А. А. Мгебровым, Б. К. Прониным и Н. Н. Евреиновым), в 1912 году организовал Териокский кооперативный театр.