Культура Шуши


Культура Шуши — совокупность историко-культурных традиций города Шуша, подъём которых пришёлся на конец XVIII века и XIX век[1]. В Шуше родились и работали многие известные писатели, поэты, композиторы и музыкальные исполнители[2].

Шуша, основанная в середине XVIII века как крепость для защиты Карабахского ханства[3], стала его столицей и, по словам британского историка Кристофера Уолкера, постепенно превратилась в третий по значимости культурный и просветительский центр Закавказья после Тбилиси и Баку[4], чему способствовало административное положение города, его экономическое развитие и участие в международной торговле[5]. Согласно этнографу Степану Лисициану, крепостное поселение стало полноценным городом лишь после установления власти Российской империи в XIX веке. Армянское население города, тем не менее, продолжало традиционно рассматривать себя как кылеци (с арм. — «житель крепости»). Шуша превратился в административный центр уезда, в котором находились различные государственные учреждения. В город был также перенесено центральное управление епархии Армянской апостольской церкви[6].

Развитию культуры и искусства помимо экономических условий способствовало географическое положение Шуши. Город расположен на высоте 1400—1800 метров над уровнем моря. Зелёные леса, прохладные яйлаги, чистый воздух, хороший горный климат, неприступные горы — всё это дополняло общую картину города[1].

В 1850 году в Шуше проживало 12 тыс. человек, в начале 1880-х годов — 25 тыс. (из них армяне — 56,5 %, азербайджанцы — 43,2 %), в 1890-е годы — 34 тыс., в 1916 году — 43,8 тыс., из которых армяне составляли 53 %, азербайджанцы — 44 % (в источниках указаны как «татары»)[7].

В 1831 году здесь была основана армянская духовная семинария, которая была единственным средним учебным заведением Нагорного Карабаха до открытия в городе училища (1881 г.). Во второй половине XIX века возникли женские неполные средние школы (армянского духовенства и правительственная)[8][привести цитату? 1208 дней].

В XIX веке в Шуше процветали производство и торговля коврами и шёлком. Производством занимались как армяне, так и (в значительной степени) азербайджанцы; торговля была сосредоточена в руках армян[9].


Мелодия «Дилиджан» (автор - шушинец А. Александрян) в исполнении Бала Меликяна (тар) и Саши Оганезашвили (каманча), 1930 год