Тар


Тар (от перс. تار‎ — «струна», «нить») — струнный щипковый (плекторный) музыкальный инструмент. Распространён в Иране, Азербайджане, Армении[1], Грузии (у азербайджанцев в Грузии), Дагестане (заимствованный у персов через азербайджанцев не дагестанский музыкальный инструмент)[2][3], Турции, Таджикистане, Узбекистане и других странах Ближнего Востока.

Слово тар происходит от перс. [tār] تار ‎ — «струна», «нить»[4][5]. Данную этимологию инструмента приводят такие издания, как «Энциклопедия Британника», «Словарь этнографических терминов» (1999 г.), «Энциклопедический словарь» (2009 г.)[6][7][8].

Тар выдалбливается из дерева в форме, напоминающей гитару. Имеет корпус в виде двух чаш из тутового дерева, затянутых заменяющей деку мембраной из животного пузыря или рыбьей кожи, длинную шейку и головку из орехового дерева. На грифе — 22 основных навязных ладка и 2-3 дополнительных камышовых, наклеенных у корпуса. Основные лады фиксируются вставными деревянными колышками, находящимися в специальном желобке шейки.

Расстояния между ладками (парде́, транслитерация перс. [pardeh]‎) включают микрохроматические (менее полутона) интервалы. Звук извлекается роговым плектром.

Существуют две модификации инструмента: иранский тар (более древний 6-струнный инструмент) и азербайджанский[9][10][11][12] (или кавказский)[1][11] тар (11-струнная модификация иранского тара, возник в XIX веке)[4][10].

Современный азербайджанский тар (азерб. tar) — 11-струнный (число струн увеличилось благодаря хорным удвоениям); басовые (главным образом бурдонные) одинарные струны находятся в центре, мелодические — парные, основные и дополнительные (последние используются только в каденциях) расположены по краям. Парные струны имеют постоянную настройку, одинарные — переменную (в зависимости от жанра и лада исполняемой пьесы, в том числе в мугамах).