Мугам


Муга́м (азерб. Muğam, موغام [muɣam]; от араб. مقام[maqam‎] — «место, положение, стоянка»[5][6][7]), или Мугама́т[8][9] (азерб. Muğamat) — один из основных жанров азербайджанской традиционной музыки[10], многочастное[11] вокально-инструментальное произведение[10][12], являющееся классическим музыкально-поэтическим искусством азербайджанского народа[8]. Мугам — это также общее название ладов азербайджанской музыки[12].[⇨]

Мугаму свойствен импровизационный тип мелодического развёртывания на основе определённого мугам-лада[13]. Мугам исполняется как полностью (дестгях), так и по частям певцом-солистом (ханенде) с инструментальным сопровождением или в виде сольных инструментальных произведений (на таре, кеманче и др.)[12]. Азербайджанское трио исполнителей мугама состоит из певца, который также играет на дафе, и аккомпанирующих ему тариста и кеманчиста[14].[⇨]

Мугам считается азербайджанской разновидностью практики музицирования, распространённой в культурах Ближнего и Среднего Востока (см. макам)[13]. В ранние периоды мугам изучался в качестве составляющей единой музыкальной традиции наряду с арабским и турецким макамом, персидским дестгяхом и другими локальными представителями мугамо-макамной традиции и не ассоциировался исключительно с азербайджанской культурой. Однако теоретические и музыкальные труды азербайджанских мастеров мугама и музыковедов пост-советского периода создали возможность западному слушателю познакомиться с мугамом как с частью современной жизни Азербайджана[15]. В 2008 году ЮНЕСКО объявило азербайджанский мугам одним из шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества[16].[⇨]

Мугамы широко используются композиторами в их творчестве. Первые азербайджанские оперы основаны главным образом на мугамах, созданы также симфонические мугамы[12], джаз-мугамы[17].[⇨]

Слово «мугам» теоретики относят как к ладу азербайджанской музыки, так и к музыкальному жанру в целом. К XX веку сохранилось всего семь основных ладов, хотя изначально их было больше[12]. Причём понятия лада, выделяемого на основе звукоряда мугама, и собственно мугама (на основе мелодико-тематических особенностей) не всегда совпадают[18].


Мугам «Аразбары» в исполнении Дж. Карьягдыоглы
Мугамы Сегях (вверху) и Шуштер в исполнении Кечачи оглы Мухаммеда
Зерби-мугам «Эйраты» в исполнении Джаббара Карьягдыоглы, 1930-е