Кунст и Альберс


«Кунст и А́льберс» — товарищество, основанное немцами из Гамбурга Густавом Кунстом (1836—1905) и Густавом Альберсом (1838—1911) на Дальнем Востоке Российской империи и просуществовавшее до 1930-х годов[1].

К началу 1850-х годов товарооборот немецких компаний на Дальнем Востоке в три раза превосходил Францию и догонял США и Англию[2].

Немецкие компании получали субсидии от своего правительства, банковские кредиты, поддержку страховых обществ и специальные судоходные линии и были нацелены в основном на импорт. Однако до 80 % торговли в Уссурийском крае контролировали китайцы. Русское купечество оказалось неконкурентоспособным, и правительство вынуждено было установить в 1862 году во Владивостоке режим порто-франко[3]. В справочнике 1909 года указывается: «торговля в Приамурье собственно и не знает нормальных условий. Подъём и оживление беспорядочно чередуются с угнетением и застоем»[4].

Компаньоны повстречались в Шанхае и, решив, что в Китае трудно конкурировать в торговом деле с французами и англичанами, отправились во Владивосток, который представлял собой военное поселение с сотней жителей. Кунст уже путешествовал по Сибири и устроился в Шанхае, а Альберс служил штурманом и потерпел кораблекрушение на берегах Маньчжурии[5].

Для большинства немцев, прибывших на российский Дальний Восток из Германии, была характерна замкнутость и корпоративность. Они старались сохранить свою национальную среду и общались между собой на родном языке[6]. При этом большие суммы тратились на благотворительность. Для приобретения земельных участков ими принималось гражданство и православие, в связи с чем в Германии был введён закон, налагающий запрет на двойное гражданство[3].

Фирма фрахтовала суда для доставки товаров из Китая во Владивосток, а вывозила грузы морской капусты и трепанга. Закупки велись на год вперёд, но товар уходил быстрее. Деятельность из года в год набирала обороты, а регулярные рейсы судов Добровольного флота во Владивосток, начавшиеся в начале 1880-х годов, открыли торговым компаниям новые возможности. Этому способствовал рост населения Владивостока к середине 1870-х годов до 8 тысяч жителей[1].