Купянск-Узловой (станция)


Ку́пянск-Узлово́й (укр. Куп'янськ-Вузловий) — узловая участковая[1] железнодорожная станция Купянской дирекции железнодорожных перевозок Южной железной дороги.

Находится в одноимённом населённом пункте на месте схода пяти линий, отнесена к трём участкам. Путевое развитие как в чётную, так и в нечётную сторону. Функционируют два парка путей, стрелочные переводы и железнодорожные переезды. Пассажирские платформы низкие, одна — высокая. Имеется вокзал вместимостью не более 400 человек, последнее здание открыто 24 августа 2009. Купянск-Узловой служит местом базирования поездов специального назначения, на станции расположены поддерживающие её работу объекты железнодорожной инфраструктуры.

Действует с 1895 года. Место восстаний в 1905-1907 годах, под оккупацией белогвардейцев (1919), войск нацистской Германии (1942—1943). В 1967 году электрифицирована.

Станция Купянск-Узловой расположена в одноимённом посёлке городского типа Купянской городской общины Купянского района Харьковской области Украины[2][3], недалеко (от 1 до 3 км) от ближайших узловых станций, на участках 134 км — Купянск-Сортировочный (через ст. Купянск-Узловой), Купянск-Узловой — Куриловка, Ковшаровка — Купянск-Узловой[4]. Купянск-Узловой служит местом схода пяти железнодорожных направлений — на населённые пункты трёх областей Украины и Белгородской области России Харьков, Валуйки, Белгород, Попасную и Святогорск[2][5]. Является крупным железнодорожным узлом[5]. По объёму выполняемой работы отнесена к 2 классу[1].

Есть два одноколейных перегона в нечётном направлении до Куриловки и Ковшаровки, предназначенные как для грузовых, так и для пассажирских поездов[6]. Также существуют два перегона в чётном направлении: одноколейный до 134 км и трёхколейный до Купянска-Сортировочного, у второго перегона первые две колеи предназначены для чётных и нечётных поездов, третья как для одних, так и для других[7]. Примыкает один подъездной путь, предназначенный для обслуживания силикатного завода[8]. Некоторые из путей станции предоставлены Купянскому локомотивному депо ТЧ-15, Купянск-Узловой дистанции пути, колейной машинной станции и дистанции электроснабжения[9]. Работают Лисичанский и Балашовский парки путей[10]. Путь №15 Балашовского парка предназначен для поездов с опасными грузами и цистерн со сжиженным газом[11]. Имеется также одна вытяжная колея № 16[12]. К некоторым из путей проведено освещение[13]. Практически все стрелочные переводы станции являются централизованными[14]. Два регулируемых железнодорожных переезда без шлагбаумов, один технологический проезд[15].