Курдонёр


Курдонёр (фр. cour d'honneur, нем. Ehrenhof — двор чести, почётный двор) — парадный двор перед зданием дворца, особняка, усадебного дома, ограниченный главным корпусом и симметричными боковыми флигелями. По красной линии обычно отделяется от наружного пространства оградой с воротами.

Курдонёр — французское изобретение, обычай устройства внутренних почётных дворов наследует рыцарские традиции: правом въезжать во двор рыцарского замка верхом или в карете пользовались лишь немногие, особо приближённые лица. Классический образец курдонёра был создан в эпоху правления французского короля Людовика XIII в Версале, это так называемый Мраморный двор, оформленный в 1624—1631 годах по проекту архитектора Жака Лемерсье. И только позднее подобные дворы получили распространение в дворцовой архитектуре других стран[1][2].

В XV столетии независимо от Франции внутренние дворы получили распространение в архитектуре итальянских палаццо, прежде всего во Флоренции и Венеции, позднее в Риме и Генуе. Итальянские дворы называли «кортиле» (итал. cortile — дворик), они восходят к традиции планировки древнеримских домов и помпейских вилл с атриумом типа перистиля с фонтаном и водоёмом, скульптурой и фруктовыми деревьями. Среди характерных ренессансных образцов — кортиле Палаццо Веккьо, Палаццо Медичи-Риккарди, Палаццо Строцци во Флоренции, Палаццо Канчеллериа в Риме[3].

В XVII—XVIII веках парадные дворы получили распространение в западноевропейской архитектуре маньеризма и барокко. Пример кортиле периода итальянского маньеризма — двор Палаццо Питти во Флоренции (1558—1560), созданный архитектором Бартоломео Амманнати. Двор Палаццо Питти полностью изолирован от улицы и открывается только во внутренние сады Боболи через «навесную» галерею. Двор Палаццо Фарнезе в Риме (1546, Антонио да Сангалло) также по древнеримской традиции скрыт внутри здания. Но через парадный вход, расположенный в центре главного фасада, открывается вид на внутренний дворик, а оттуда — через аркаду лоджии — на реку Тибр.

В архитектуре итальянского ренессанс-маньеризма дворы оставались преимущественно закрытыми, но в архитектуре барокко, согласно принципам формообразования этого стиля, их делали открытыми внешнему пространству площади или улицы. Таков двор Палаццо Барберини Риме (1627—1633; архитекторы К. Мадерно, Дж. Л. Бернини, Ф. Борромини). Дворец спланирован, согласно пристрастиям к французскому искусству первого владельца Маффео Барберини, по «французской схеме»: симметричный центральный корпус охвачен боковыми флигелями, образующими курдонёр, раскрытый к улице (ограда с воротами построена позднее, в 1848—1865 годах).

Во Франции курдонёры приобрели классический вид в XVIII веке в архитектуре частных городских особняков: отелей в отличие от обычных жилых домов (maisons). Таков курдонёр Отеля Субиз в Париже (1705—1709; архитектор П.-А. Деламер): карета через ворота могла въезжать в обширный двор, охваченный палладианской колоннадой, прямо к парадному подъезду[4].