Курсор


Курсо́р[1] (лат. cursor — бегун[2]; англ. cursor — указатель, стрелка прибора) в интерфейсе пользователя — элемент графического интерфейса, который указывает на объект, с которым будет производиться взаимодействие с помощью клавиатуры, мыши или другого устройства управления. Различают текстовый курсор, обозначающий место ввода с клавиатуры; курсор мыши (или указатель мыши) и других указывающих устройств; курсор меню. Кроме указания на объект курсор может также отображать его состояние, например — невозможность взаимодействия. С новыми версиями Microsoft Windows, курсоры меняли внешний вид, а также имеется возможность добавлять свои курсоры. В Windows, курсор мыши называется указателем.

В 1968 году американский изобретатель Дуглас Карл Энгельбарт совместно с командой из Стэнфордского исследовательского института создают первые элементы человеко-машинного интерфейса (UI — англ. user interface). Эти элементы являлись частью революционной разработки NLS (NLS — англ. oN-Line System), системы, которая реализовывала одновременную работу нескольких терминалов над одними и теми же документами. В этом же году 9 декабря состоялась демонстрация онлайн-системы, которая получила название «The Mother of All Demos», дословно «мать всех демонстраций», на которой можно было увидеть работу с гипертекстом и курсор.

Текстовый курсор (а также по аналогии с печатной машинкой — каретка, англ. caret) в общем случае обозначает место, куда будет вставлен введённый с клавиатуры текст. Курсор обычно мигает для того, чтобы его можно было быстро найти в тексте — неподвижный курсор может оказаться сложноразличимым в большом тексте. Наиболее распространённая форма курсора в современных интерфейсах пользователя — вертикальная черта, по высоте соответствующая высоте строки текста и располагающаяся в начале знакоместа вводимого символа. В некоторых случаях используются другие виды курсора: прямоугольник шириной в знакоместо, охватывающий следующий знак, символ подчёркивания или другой символ. К примеру, в компьютерах ZX-Spectrum в качестве курсора использовалась заглавная латинская буква в знакоместе.

Перемещать курсор по тексту можно как непосредственным указанием места с помощью указывающего устройства, так и с помощью клавиш управления курсором.

Курсор указывающего устройства (в частности, курсор мыши), также указатель (англ. pointer) необходим при работе с манипуляторами, такими как мышь, тачпад, трекбол и т. д., которые не могут непосредственно указывать на точку на экране, в отличие от таких устройств, как световое перо и тачскрин. Пользователь, манипулируя таким устройством, добивается, чтобы курсор указывал на нужный объект на экране, после чего взаимодействует с ним с помощью расположенных на устройстве кнопок, колёс и т. д.


Курсор в графическом режиме