Кэндо


Кэндо́[1] (яп. 剣道 кэндо:, рус. путь меча) — современное японское боевое искусство фехтования на бамбуковых мечах. Ведёт свою историю от традиционных самурайских техник владения мечом, кэндзюцу (яп. 剣術). Ставит целью формирование полноценной личности и твёрдого характера, закаляя волю и тело фехтовальщика. В современной Японии рассматривается как один из видов спорта. За пределами Японии (в основном в Южной Корее) существует движение за включение кэндо в программу Олимпийских игр (в самой Японии это категорически не поддерживается).

Название «кэндо» было создано Обществом воинской добродетели Великой Японии (Дай Нихон Бутокукай, 大日本武徳会), которое появилось в 1895 году, с целью возродить самурайские традиции и укреплять «японский дух» среди японской молодёжи. Термин произошёл от древнего «кэн-дзюцу», где «кэн» (яп. ) — это меч, «дзюцу» (яп. ) — искусство, в котором иероглиф «дзюцу» (яп. ) заменили на иероглиф «До» (яп. ) — путь. Основным методом действия Общества стали уроки фехтования на занятиях физкультурой в школах.

В любом деле, за которое берётся человек, имеющий за плечами большие традиции своей страны[2] и предков, он отличается от индивидуума, не обладающего такой культурой, прежде всего тем, что как бы моделирует в сознании некоторые общие последствия для себя. Причём желательно, чтобы цель дела была достаточно высокой. Если же поставить перед собой ложные цели, они неизбежно приведут в никуда. Кто не испытывает уверенности в себе, может впасть в соблазн приобрести её очень примитивным образом — самоутвердиться за счёт унижения других. Подобное самоутверждение всегда оборачивается против этого человека — рано или поздно. Дело в том, что молодые люди не привыкли просчитывать свои цели далеко вперёд, так как им несвойственно размышлять о конечности своего бытия либо ощущать эту конечность. И поэтому люди просчитывают только сегодняшний день. Цель же надо ставить на всю жизнь, так как «психологическое» время движется с ускорением. Если поставить псевдоцель (например быстро разбогатеть), то это может завести в тупик. Часто можно прочитать в газетах письма, в которых молодые люди пишут: «У меня есть всё. А что дальше?[3]» Это трагедия человека, поставившего перед собой псевдоцель. А должна быть какая-то перспектива-цель. Л. Фейербах, замечательный немецкий философ, говорил: «Человек без цели — это человек без Бога». Цель важна в любом деле, и не только в единоборствах.

Правильно и серьёзно изучать путь меча, воспитывать бодрый дух, закаляя душу и тело, и через особенности кэндо уважать вежливость, ценить честь, откровенно и постоянно работать над собой, и благодаря этому любить государство и общество и широко содействовать миру и процветанию человечества.