К-140


К-140 — советский ракетный подводный крейсер стратегического назначения, второй корабль проекта 667А «Навага», единственный корабль модернизированный по проекту 667АМ «Навага-М».

Зачисление подводной лодки К-140 проекта 667А «Навага» в списки кораблей ВМФ произошло 21 января 1965 года. 19 сентября того же года корабль был заложен на стапеле цеха № 50 на «Севмашпредприятии». 23 августа 1967 года состоялся вывод из цеха и спуск на воду. 30 декабря 1967 года лодка вступила в строй и 11 января 1968 года была зачислена в состав 31-й дивизии 12-й эскадры подводных лодок Северного флота с базированием на Сайда-губу.

27 августа 1968 года, когда К-140 находилась в Северодвинске, после модернизационных работ произошёл несанкционированный выход ядерного реактора на мощность. Реактор левого борта, вследствие самопроизвольного поднятия компенсирующей решетки на верхние концевики, вышел на мощность превосходящую номинальную в 18 раз. Давление и температура в реакторе превысили номинальные параметры в 4 раза. При этом контролирующие приборы пульта управления реакторами были отключены и дежурная служба не обнаружила признаков ЧП. Причиной самопроизвольного пуска ядерного реактора явился неправильный монтаж сети питания компенсирующих решеток и ошибки обслуживающего персонала. В результате аварии активная зона и реактор были выведены из строя и заменены. Радиационная обстановка в реакторном отсеке резко ухудшилась, однако разгерметизации первого контура не произошло. Официальных данных об уровнях загрязнения подводной лодки, окружающей среды и уровнях облучения личного состава нет. Погибших среди личного персонала не было[1].

20 декабря 1968 года с К-140 была произведена залповая стрельба баллистическими ракетами. Впервые в мире был выполнен залп из 8 ракет.

6-я ракета отклонилась от курса и на 50 метров отклонилась от цели, стрельба была на 3500 км по полигону под Норильском.[источник не указан 1287 дней]

14 ноября 1971 года крейсер К-140 прибыл на предприятие «Звёздочка» в Северодвинске для прохождения капитального ремонта в связи с выходом из строя реактора левого борта. Ремонт реактора был осуществлён путём его замены. Аварийный реактор был в 1972 году затоплен в Карском море.