ЛВС-80


ЛВС-80 — шестиосный сочленённый вагон. ЛВС-80 означает Ленинградский Вагон Сочленённый проекта 1980 года.

К началу восьмидесятых годов XX века необходимость освоения производства отечественных шарнирно-сочленённых трамвайных вагонов становилась все более очевидной. Такой подвижной состав требовался для обслуживания линий с большими пассажиропотоками, в особенности там, где обычные четырёхосные вагоны при максимальной частоте движения не могли удовлетворить потребности в перевозках. Опытная эксплуатация в течение длительного времени вагонов типа ЛВС-66 позволила выявить достоинства и недостатки в конструкции отечественного сочленённого вагона.

В марте 1980 года вышло указание Ленсовета произвести реконструкцию сочленённых трамваев и освоить их серийный выпуск на ЗРГЭТ. Новый тип трамвая разрабатывали конструкторы во главе с Б. М. Кулаковым, а дизайн-проект перспективного вагона подготовил Ленинградский филиал Института технической эстетики. Проект получил обозначение ЛВС-80 или 71-76. Первый вагон был выпущен в декабре 1980 года и получил заводской номер 1005, тем самым продолжив нумерацию ЛВС-66. Дизайн вагона отличался от первоначального проекта и был во многом унифицирован с серийными вагонами ЛМ-68М. Кузов вагона, как и у ЛВС-66, выполнили из двух симметричных секций. Была усовершенствована система управления вагоном, применены тяговые двигатели мощностью 60 кВт. Низковольтные цепи питались от статического преобразователя типа БПН. Освещение салона выполнено люминесцентными лампами в индивидуальных светильниках. Первая дверь в передней секции состояла из двух створок, открывавшихся внутрь салона. В отличие от серийных вагонов ЛМ-68М, в кабине место водителя расположили с правой стороны по ходу движения, при этом перенесли контроллер под правую руку, а пневматический тормозной кран — под левую. По мнению медицинских работников, такое расположение приборов должно было снизить утомляемость водителя в ходе работы. Впервые в ленинградских трамваях двойные сидения для пассажиров разместили с левой стороны, а одиночные справа. Опытный вагон поступил в трамвайный парк имени Котлякова г. Ленинграда.

В 1982 году было выпущено ещё два вагона ЛВС-80. В них было изменено остекление кабины водителя. С правой стороны были убраны небольшие форточки в средней части окна, а с левой вместо симметричного правому окну выполнили два окна по типу вагонов ЛМ-68М, узкое и стандартной величины с форточками в средней части. Кроме этого вагоны получили вырезы фальшбортов в районе опорной тележки для удобства её осмотра. Для испытаний они также были направлены в парк им. Котлякова. Последний вагон был построен в 1984 году. В опытном порядке он был оснащён двухрычажным пантографом Усть-катавского вагоностроительного завода. В 1985 году были проведены испытания поезда из вагонов ЛВС-80 по системе многих единиц на 52 маршруте.