Лабиринт Реймсского собора


Лабиринт Реймсского собора — несохранившийся лабиринт, выложенный из плиток на полу Реймсского собора. Содержал условные портреты и имена первых зодчих, возводивших собор в XIII веке. Созданный около 1290 года, он был разрушен в 1779 году и дошёл до нас только в зарисовке реймсского художника Жака Селье. В XX веке его стилизованное изображение стало логотипом исторических памятников Франции.

Лабиринт располагался на полу собора, в третьем и четвёртом пролётах нефа, отсчитывая от центрального портала. Он имел форму квадрата с выступающими по углам многоугольниками[1]; длина стороны составляла 10,36 м. Дорожки лабиринта (шириной 27,94 см), выложенные белыми плитками, ограничивались каймой из чёрного камня (11,43 см)[2]. В углах лабиринта были изображены зодчие, возводившие собор; изображения сопровождались подробными подписями.

Подобные лабиринты, существовавшие и в других храмах, представляли для верующих некий аналог крестного пути: их нужно было проходить на коленях, читая определённые молитвы[1]. Однако со временем эта благочестивая практика изжила себя, и прохождение лабиринта превратилось в забаву для детей, так что в 1779 году было принято решение о его уничтожении[3]. До нас дошло имя священнослужителя, настоявшего на замене лабиринта простыми плитами: каноник Жакмар. По воспоминаниям современников, он лично скопил и пожертвовал сумму, необходимую для проведения работ, чтобы иметь возможность спокойно и без помех проводить службы[4].

От лабиринта не осталось даже фрагментов, но, к счастью, Жак Селье, реймсский художник XVI века, сделал его зарисовку, которая вошла в иллюстрированную им рукопись «Recherche de plusieurs singularités» (1587), ныне хранящуюся в Национальной библиотеке Франции. Однако Селье не скопировал надписи, содержавшиеся в лабиринте. Их копия была сделана лишь в XVII веке каноником Пьером Коко (фр. Pierre Cocquault). К тому времени они уже были полустёрты и читались с трудом; кроме того, записи Коко представляют собой не дословное воспроизведение оригинального текста, а, скорее, его пересказ[5]. Спустя ещё столетие в Реймсе вышла анонимная публикация, автор которой попытался буквально воспроизвести то, что сохранилось от надписей в лабиринте, однако его текст содержит лакуны и явные ошибки в интерпретации некоторых слов[6]. Тем не менее, объединив записи Коко и анонимного журналиста, можно получить достаточно полное представление о содержании не дошедшего до нас текста.

Лабиринт Реймсского собора привлекал внимание многих историков искусства и архитектуры. Одним из первых его подробный анализ и интерпретацию осуществил в 1897 году реймсский историк и археолог Луи Демезон[7]. В 1927 году о нём писал Эрвин Панофски в своей работе «Über die Reihenfolge der vier Meister von Reims» («Об очерёдности четверых создателей Реймсского собора»)[8]. В 1996 году вышла монография, целиком посвящённая лабиринту (автор Доминик Наэр)[9].