Селье, Жак


Жак Селье́ (фр. Jacques Cellier, 15… — 1620, Реймс[2]) — французский художник-график, каллиграф, органист.

О жизни Жака Селье сохранилось крайне мало информации. Неизвестны ни дата, ни место его рождения; предполагается, что умер он в 1620 году в Реймсе. В записях, сделанных самим Селье, говорится, что он был органистом собора в Лане, затем в Реймсе, а кроме того, зарабатывал на жизнь воспитанием детей[3].

До наших дней дошли три рукописи, иллюстрированные Селье. Автором первой, под названием «Recherche de plusieurs singularités» («Собрание некоторых диковинок») является Франсуа Мерлен, эрудит эпохи Возрождения, служивший при дворе принцессы Марии Елизаветы[4]. Она создавалась с 1583 по 1587 год и затем была преподнесена в дар королю Генриху III[5]. Рукопись содержит многочисленные рисунки на разнообразные темы из области науки и искусства (в том числе зарисовки музыкальных инструментов), образцы каллиграфии, иностранных алфавитов и пр. В настоящее время она хранится в Национальной библиотеке Франции[6].

Вторая, озаглавленная «Mellange, curiosités et petites inventions de Jacques Cellier…» («Всякая всячина, курьёзы и выдумки Жака Селье…»), хранится в парижской Библиотеке святой Женевьевы. Она содержит молитву «Отче наш» в переводе на 27 языков и рисунки пером[7].

Наконец, третья рукопись — «Mellange contenant XXVI sortes de langues, où y est comprise l’Oraison dominicale autant de fois… [puis] Quelques règles de musique, d’orgue et d’espinette [puis] recueil de 18 modèles d'écritures de différents pays [puis] table pour scavoir combien les jours ont d’heures et aussy pareillement quand le soleil se couche. Dédié à Claude de Lisle, seigneur de Marivaux, gouverneur de Laon, par Jacques Cellier, précepteur de jeunesse et organniste de l'église Nostre-Dame de Reims» — хранится в библиотеке Реймса. В ней также содержится перевод «Отче наш» на 26 языков, и, кроме того, разнообразные образцы каллиграфии и нотные записи[8].

В 1618 году Жак Селье создал подробный план города Реймса и его памятников[9]. Кроме того, благодаря одной из его зарисовок в рукописи «Recherche de plusieurs singularités», до нас дошла информация о несохранившемся напольном лабиринте Реймсского собора, содержавшем имена первых зодчих, которые возводили собор в XIII веке.