Лабулэ, Эдуар Рене Лефевр де


Эдуар Рене Лефевр де Лабулэ (фр. Édouard René Lefebvre de Laboulaye; 18 января 1811, Париж25 мая 1883, там же) — французский писатель, учёный, правовед, педагог, публицист и политический деятель. Отец Антуана Лабулэ. Брат Шарля Пьера Лабулэ. В честь Эдуара Лабулэ назван город в Аргентине.

Назначенный в 1849 г. профессором сравнительного правоведения в Коллеж де Франс (Collège de France), он прочитал здесь курс истории Соединённых Штатов, вышедший в 18551856 гг. («Histoire politique des États-Unis»; есть русский перевод). К этой работе примыкает знаменитая политическая сказка-сатира: "Paris en Amérique" (1863; есть два русских перевода, последний издан в Санкт-Петербурге в 1893 г.), которая, вместе с предыдущей работой, даёт наиболее полное представление об общем направлении Лабулэ.

Он являлся горячим сторонником широкой личной свободы, дающей полнейший простор всем способностям человеческого духа и потому развивающей самодеятельность, в особенности в экономической области. Роль государства сводится им до возможного минимума; главной, почти единственной его обязанностью Лабулэ считает охрану личной, общественной и, в особенности, имущественной безопасности. Всякое вмешательство со стороны государства в экономические отношения, в чью бы пользу оно ни совершалось, Лабулэ считает преступлением. Желая предупредить увлечения самодержавного народа, склонного к тирании над личностью, Лабулэ стоит за двухпалатную систему устройства парламента и приписывает ей значительную долю успехов Соединённых Штатов.

В 1871 г. Лабулэ был избран депутатом Национального собрания Франции, а в 1875 г. — пожизненным сенатором. Также ему принадлежит идея создания статуи Свободы.

Помимо публицистических и научных работ, Эдуар Лабулэ написал ряд чудесных волшебных сказок, вышедших впервые в 1864 году под заглавием «Голубые сказки». Второй выпуск этих сказок появился в 1867 году, а третий в самый год его смерти — в 1883.

Сказки Лабулэ основаны преимущественно на народных сюжетах, которые он облекает в оригинальную грациозную форму. Сам писатель в очерке «О значении волшебных сказок» представляет их читателю как плоды своих странствий. «...Я собирал их повсюду, где только мог. <...> Чем более я узнавал людей, тем более я убеждался, что истину можно найти только в их вымыслах...»[4]