Лакановские семинары


Свои Семинары Жак Лакан начал проводить в 1952 году в квартире своей будущей жены Сильвии Батай. Изначально семинары задумывались как работа с пятью основными клиническими случаями Зигмунда Фрейда, первый (1951/52) был посвящён Случаю человека с крысой, второй (1952/53) Случаю человека с волками. Поскольку запись на этих семинарах не велась, мы знаем о них только по воспоминаниям и конспектам, сделанным участниками семинаров много лет спустя.

Свои публичные семинары Лакан начинает в 1953 году в Клинике Святой Анны, где основными его слушателями становятся врачи-психиатры и психоаналитики. Несмотря на большую философскую эрудицию, все его выводы напрямую касаются психоаналитической техники и имеют большое клиническое значение. В госпитале Св. Анны он проводит семинары:

В 1964 году в связи с расколом внутри Французского Общества Психоанализа [Société Française de Psychanalyse], Лакану было запрещено вести семинары в Клинике Св. Анны. С этого времени он начинает вести семинары в университете, ориентируясь, главном образом, уже не на врачей, а на учёных-гуманитариев и студентов. По приглашению Фернана Броделя и Клода Леви-Стросса 11-й сезон своих семинаров Лакан начинает в Эколь Нормаль Суперьёр, самом влиятельном университете Франции. Хотя Лакан вынужден покинуть стены клиники, он продолжает работать с душевнобольными и вести “презентации больных” вплоть до 1981 года. В Эколь Нормаль он проводит семинары:

В связи со студенческими выступлениями 1968 и кризисом университетов Лакан вынужден покинуть стены Эколь Нормаль и перенести свои семинары на Юридический Факультет Университета Париж-7Дени Дидро”, где помимо академического сообщества адресатом его речи становится ещё и полис. О социально-политическом значении семинаров говорит хотя бы тот факт, что несколько лекций 1969 года были сорваны экстремистски настроенной молодёжью. Тем не менее, Лакан выступает здесь со следующими семинарами:

Свой последний семинар 1980 “Dissolution” Лакан проводит в Каракасе, где его учение ассимилировалось наиболее быстро, а лакановские школы развивались наиболее активно. Поэтому неудивительно, что Латинская Америка считается столицей современного психоанализа[1].

Жак Лакан предпочитал речь письму и никогда не издавал своих семинаров и не занимался их редактированием; из всего колоссального наследия самим Лаканом были написаны лишь «Письмена» (Écrits, 1966) и «Другие письмена» (Autre écrits, 2001). По этой причине сегодня существует несколько версий семинаров, записанных и расшифрованных несколькими его учениками: Международная лакановская ассоциация издала 28 из 30 семинаров под редакцией Шарля Мельмана, Школа Фройдова Дела и Школа лакановского психоанализа также публикуют свои версии семинаров.