Ламберт Херсфельдский


Ламберт Херсфельдский (Ламперт Герсфельдский; нем. Lambert (Lampert) von Hersfeld, лат. Lampertus Hersfeldensis; около 1025 — около 1081[5][6], 1085[7] или 1088[8]), которого в историографии XIX столетия ошибочно называли Ламбертом Ашаффенбургским — немецкий летописец, агиограф и поэт XI века, монах-бенедиктинец, автор «Анналов», или всемирной хроники.

Происхождение точно не установлено, возможно, был выходцем из Франконии или Тюрингии. Скорее всего, он происходил из знатной семьи и получил духовное образование, предположительно при дворе архиепископа Кёльнского Анно II в Бамберге[9].

15 марта 1058 года он стал монахом в бенедиктинском аббатстве Св. апостолов Симона и Фаддея[нем.] в Херсфельде (совр. земля Гессен)[10]. В сентябре того же года рукоположён был в священники в Ашаффенбурге (Бавария) епископом Майнцским Лиутпольдом[11]. После этого, заражённый религиозным энтузиазмом, распространившимся в широких кругах немецкого духовенства накануне крестовых походов, совершил паломничество в Иерусалим без дозволения настоятеля Мегинхера, у которого по возвращении в сентябре 1059 года в свою обитель вымолил прощение[12]. После возвращения из Святой земли руководил некоторое время монастырской школой[13].

В 1071 году, по распоряжению аббата Рудхарда, провёл четырнадцать недель в монастырях Зигбурга и Зальфельда, изучая последствия реформ, проведённых там архиепископом Кёльна Анно по образцу итальянского монастыря Св. Фруттуария в Пьемонте[11]. Преобразования эти не произвели благоприятного впечатления на Ламберта, посчитавшего старые монастырские порядки больше соответствовавшими установлениям Св. Бенедикта Нурсийского.

По возвращении в Херсфельд, поссорился с тамошней братией, поддерживая в конфликте с папой-реформатором Григорием VII императора Генриха IV. По этой причине около 1077 года вынужден был покинуть свой монастырь и удалиться в Циренберг близ Касселя, обосновавшись в местном бенедиктинском приорате Хасунген, основанном в 1074 году архиепископом Зигфридом Майнцским[14]. В 1081 году возглавил приорат, где спустя несколько лет победили сторонники Клюнийской реформы из аббатства Хирзау, изгнавшие оттуда всех несогласных, до чего он, возможно, и не дожил[15]. Анализ содержания его произведений всё же показывает, что он не сохранил того восторженного поклонения, которое он первоначально высказал молодому королю Генриху IV после победы над повстанцами при Хомбурге (1075), и под конец жизни смирился с преобразовательной деятельностью папы Григория.

Умер между 1081 и 1088 годами в Хасунгене, в соборном храме которого и был похоронен. После разорения монастыря в годы Тридцатилетней войны церковь была разрушена, а могила утрачена.