Ланьер, Эмилия


Эмилия Ланьер (англ. Emilia Lanier, также Aemilia или Amelia Lanyer, 1569—1645), урождённая Эмилия Бассано, английская поэтесса и одна из первых женщин в Англии, которая заявила о себе как о профессиональном поэте[3], опубликовав книгу Salve Deus Rex Judaeorum[англ.] («Привет Тебе, Господи, Царь Иудейский», 1611). Некоторые исследователи отождествляют её со «Смуглой леди» из сонетов Шекспира.

О жизни Эмилии Ланьер известно из её писем, стихов, медицинских и юридических документов, а также иных источников того времени[4]. Исследователи обнаружили записи, касающиеся Ланьер, в профессиональном дневнике астролога доктора Саймона Формана[англ.] (1552—1611) — самом раннем из известных журналов с историями болезней, которые вели английские врачи. В 1597 году Эмилия много раз посещала Формана для консультаций, которые в соответствии с практикой той эпохи включали в себя астрологические прогнозы. Свидетельства Формана неполны и зачастую сложны для прочтения (плохой почерк создаёт серьёзные затруднения для ученых-историков)[5]. Однако имеющиеся записи показывают, что Эмилия Ланьер была амбициозной женщиной, стремившейся добиться более высокого статуса и получить дворянство[6].

Согласно церковным записям, что Ланьер была крещена в приходской церкви Святого Ботольфа близ Бишопсгейт, 27 января 1569 года, получив при крещении имя Эмилия Бассано. Её отец, Баптисто Бассано, был родом из Венеции и служил музыкантом при дворе Елизаветы I. Мать, Маргрет Джонсон (род. ок. 1545—1550), возможно, приходилась тёткой придворному композитору Роберту Джонсону[англ.]. Сестра Эмилии, Анджела Бассано, в 1576 году вышла замуж за Джозефа Холланда (англ. Joseph Hollande), но их братья, Льюис и Филипп, не дожили до совершеннолетия[7]. Существует версия, что семья Ланьер была еврейского или частично еврейского происхождения; другие исследователи оспаривают это предположение. Сьюзан Вудс называет доказательства «косвенными, но в совокупности не лишёнными вероятности»[8]. Лидс Бэрролл говорит, что Ланьер, «вероятно, была еврейкой», а крещена была «на фоне социального напряжения, связанного с вопросами ассимиляции евреев в тюдоровской Англии»[9].