Лапицкий, Иосиф Михайлович


Ио́сиф Миха́йлович Лапи́цкий (псевдоним Миха́йлов; 16 [28] января 1876, Минск — 5 ноября 1944, Москва) — русский и советский оперный режиссёр, музыкальный и общественный деятель, теоретик оперного искусства. Заслуженный артист РСФСР (1936). Автор статей о реформе оперного театра.

В 1897 году окончил Императорское училище правоведения в Петербурге (58 выпуск[1]) и был направлен в Сибирь проводить судебную реформу. Окончив Императорское училище правоведения в Петербурге, Лапицкий три сезона отыграл в антрепризе М. А. Саблиной-Дольской. В 1900—1901 годы он состоит в труппе королевского Придворного Национального театра в Мюнхене (у Э. Поссарта).

В 1903 году, по приглашению К. С. Станиславского, он поступил в Московский Художественный театр. Именно Станиславский и предложил Лапицкому заниматься режиссурой.

Иосиф Михайлович принимает предложение Н. Н. Арбатова, с которым сдружился в МХТ, стать его ассистентом в Новом товариществе московской Частной оперы. «В 1903 г. я вступил в оперный театр. — писал Лапицкий. — С этого момента, когда почувствовал себя ответственным не только за свою роль и даже не только за спектакль, но за театр в целом, оформилось чёткое представление о том, каков должен быть оперный театр»[2]. В 1906 г. Иосиф Михайлович заключает двухлетний контракт на работу в Большом театре, взяв псевдоним «Михайлов».

Весной 1908 года в московских газетах стали появляться сообщения о предстоящем уходе Лапицкого из Большого театра: «Не верится, чтобы дирекция в своём стремлении к ухудшению дела дошла до того, чтобы отпустить единственного толкового режиссёра»[3], «С. И. Мамонтов отклонил предложение дирекции занять место главного режиссёра<…> единственным достойным кандидатом является г. Михайлов, который зарекомендовал себя постановкой оперы „Каменный гость“. В его постановке действительно проглядывало новое и интересное. Видно, что он человек понимающий и всесторонне образованный»[3]. «Г. Михайлов первый сделал попытку вдохнуть жизнь в дело оперных постановок» и т. д. Но режиссёр без сожалений покидает Большой театр, назвав его «склепом казённого искусства»[4]. Уходит в момент предполагавшегося назначения его главным режиссёром театра, уходит с мыслью и твёрдым решением строить оперный театр на новых началах. И таким театром становится Театр музыкальной драмы, который с первых месяцев работы привлёк внимание новизной постановок и яркой драматической игрой оперных артистов.