Ла Саль, Антуан де


Антуан де Ла Саль (фр. Antoine de la Sale, ок. 1386 — ок. 1462) — французский писатель позднего Средневековья.

Выходец из старинного дворянского рода, побочный сын знаменитого солдата удачи Бернардона де ла Салля[fr], служившего многим господам, сам Ла Саль был живым воплощением рыцаря эпохи позднего феодализма. Долгое время (с 1402 года) служил при анжуйском дворе трём герцогам — Людовику II (с которым впервые побывал в Италии в 1407 году), Людовику III (которого сопровождал в итальянской экспедиции в 1420 году) и Рене Анжуйскому (чьих детей он воспитывал). В 1439 году женился на 15-летней неаполитанке Лионе де ла Селлана де Бруза. В 1448 году его отставили от анжуйского двора, и он устроился воспитателем сыновей герцога Бургундского Филиппа III.

Для старшего сына Рене Анжуйского, Иоанна Калабрийского, Ла Саль написал педагогический трактат «Салат» — La Salade, между 1437 и 1442), куда вошли две вполне самостоятельных прозаических повести: «Путешествие на острова Липари»(l’Excursion aux Îles Lipari) и «Рай королевы Сивиллы» (le Paradis de la reine Sibylle). Другие сочинения Антуана де Ла Саля — собрание нравоучительных историй «Зала» (La Sale, между 1448 и 1451), «Утешение для госпожи Дю Фрэн» (Réconfort à Madame de Fresne, 1457), исполненный ностальгии по уходящей эпохе трактат «О турнирах и рыцарских играх былых времён» (Traité des anciens tournois et faits d’armes, 1458).

Ранее Ла Салю приписывали сатиру «Пятнадцать радостей брака» (Les quinze joies du mariage) и сборник «Сто новых новелл» (Cent Nouvelles Nouvelles), хотя в них нет и следа своеобразной, отличающей его от других, манеры де Ла Саля.

Роман «Маленький Жан из Сантре» (Le petit Jehan de Saintré, 1456, напечатан в 1517) является самым известным произведением Антуана де Ла Саля. Его герой — историческое лицо, попавший в плен в ходе битвы при Пуатье сенешаль Анжу, упомянутый Жаном Фруассаром в прологе к «Хроникам» в ряду доблестных военачальников Столетней войны. Роман, в котором поначалу прослеживаются приметы дидактического трактата, отражает кризис рыцарской культуры и самого жанра рыцарского романа. Куртуазное служение маленького Жана вдове де Бель Кузин (сюжет первой части книги временами напоминает «Ивейна» Кретьена де Труа) в итоге оборачивается чуть ли не пародией на куртуазность, а история взаимоотношений вдовы с похотливым чревоугодником Аббатом скорее напоминает о традициях фаблио.

Интересно, что любовь Аббата и Дамы приходится на Великий пост; сама идея воздержания, усмирения плоти перерастает во второй части романа в свою противоположность. Назидательный финал никак не исчерпывает смысла книги.