Леви Ицхак из Бердичева


Леви́ Ицха́к бен Меи́р из Берди́чева (1740 г., Гусаков, Галиция1810 г., Бердичев) — один из крупнейших хасидских цадиков конца XVIII — начала XIX столетий, получивший при жизни известность как Бердичевский рабби. Ученик Дов Бера из Межирича, прозванного Великим Магидом, распространитель и прижизненно признанный лидер хасидизма на Волыни, почитаемый как святой. Занимал место раввина в Рычивуле (Польша), Желехуве, Пинске и Бердичеве. Фундаментальный труд Бердичевского рабби «Кдушат Леви» ("Святость Леви") оказав значительное воздействие на хасидскую мысль и еврейскую культуру в целом, и поныне не утратил своей актуальности и принадлежит к числу самых читаемых произведений из классической библиотеки хасидизма.

Год рождения — 1740 — приводится предположительно, поскольку точная дата рождения Леви Ицхака достоверно не известна[3]. Происходил из семьи потомственных раввинов. Отец Леви Ицхака, гаон рабби Меир, был раввином города Гусакова[1], а мать, рабанит Сара-Сося[К 1], вела генеалогию от Махарша[4][3].

Известия о деятельности святого рабби Шмелка из Никольсбурга, ученике Баал Шем Това, сподвигли Леви Ицхака вопреки желаниям тестя и других родственников жены к знакомству с новым движением хасидизма[5]. Вскоре рабби Шмелка познакомил Леви Ицхака с Магидом (Дов-Бером из Межирича). Леви Ицхак тесно сблизился с Магидом, стал его учеником[6] и «сделался ревностным последователем хасидизма»[7]. После смерти учителя поселился в Пинске, где в 1771 году был избран городским раввином[7]. После того как в 1772 году Виленский гаон объявил хасидам херем (отлучение), открылась «ересь» раввина Леви Ицхака, и он был вынужден покинуть Пинск[7]. Однако долгое время ортодоксальные раввины (литваки) не оставляли Леви Ицхака в покое, и, в конце концов, в 1785 году из-за конфликтов с миснагедами он был вынужден переехать в Бердичев, где был городским раввином до конца своих дней и «стал признанным главой волынских хасидов»[7]. Впрочем, в Еврейской Энциклопедии Брокгауза и Ефрона Бердичевский рабби определялся как «один из главарей волынских хасидов»[7]. По линии матери И. А. Ефрон являлся правнуком Элияху бен Шломо Залмана.

Благодаря своим молитвам, в которых неустанно просил Бога чрезмерно не гневаться на евреев, получил в народе прозвище «санегорам шел Исроэль» (или «санегор шель Исраэль» — заступник Израиля, т. е. еврейского народа)[8]. Сохранилась написанная Бердичевским цадиком молитва «Каддиш рабби Леви Ицхака», в которой сам Бог призывается на суд за суровое отношение к евреям[1]. Во всём старался видеть только хорошую сторону, «стремился оправдать даже тех, кто причинял ему зло»[8], предлагая молиться даже за своих врагов. Поддерживал близкие отношения с р. Нахманом из Брацлава. В 1802 году созвал собрание российских раввинов для обсуждения положения евреев. В 1807 году начал призывать жертвовать деньги на русскую армию для борьбы с Наполеоном. Является автором молитвы на идиш в моцаэй шабат (на исходе субботы), читаемой многими ашкеназскими евреями.