Легенды об Аттиле


Бич Божий, как называли Аттилу средневековые писатели, оставил разрушительный след в истории Западной Европы вторжениями в 451 году в Галлию и в 452 году в Северную Италию. Христианская церковь на территории Римской империи в условиях значительного ослабления императорской власти приняла на себя руководящую роль в деле спасения населения (паствы) от гуннов. В ходе гуннских набегов погибло много церковнослужителей, некоторые были канонизированы в лике мучеников. В раннесредневековой агиографической литературе произошла демонизация образа Аттилы. Ему как язычнику отводилась роль варвара-разрушителя, в борьбе с которым прославлялись деяния святых и совершались чудеса на благо укрепления веры.

Иордан, пересказывая Приска, поведал историю о том, как Аттила стал обладателем так называемого меча Марса (gladius Martis), почитаемого священным у «скифских» народов:

«Некий пастух заметил, что одна телка из его стада хромает, но не находил причины её ранения; озабоченный, он проследил кровавые следы, пока не приблизился к мечу, на который она, пока щипала траву, неосторожно наступила; пастух выкопал меч и тотчас же принес его Аттиле. Тот обрадовался приношению и, будучи без того высокомерным, возомнил, что поставлен владыкою всего мира и что через Марсов меч ему даровано могущество в войнах»[1].

За 900 лет до Приска о священных мечах, перед которыми скифы приносили жертвы, в том числе человеческие, рассказал Геродот[2].

По легенде[3], изложенной византийским историком и дипломатом Приском, сестра римского императора Валентиниана Юста Гонория была замечена в любовной связи с придворным чиновником и насильно выдана замуж за престарелого сенатора. Чтобы избежать замужества, Гонория тайно послала доверенного евнуха к Аттиле с перстнем, деньгами и просьбой о помощи. Используя перстень Гонории как её обязательство стать его женой, Аттила потребовал от Валентиниана выдать сестру и половину владений как часть наследства сестры. Получив отказ, Аттила в отместку сначала атаковал Галлию, а потом в 452 году совершил поход на Италию.

Современники событий, хорошо осведомлённый секретарь римского папы Проспер и испанский епископ Идаций, не упоминают в своих хрониках о какой-либо связи Гонории с Аттилой. Историк О. Менхен-Хельфен посчитал историю полностью выдуманной в Константинополе[4], но другие исследователи допускают, что легенда могла быть основана на реальных событиях.